Существует распространённое представление о Боге как о всемогущем, бессмертном, всезнающем и, ясное дело, очень-очень добром.
Однако так было не всегда. В древние времена люди очень удивились бы таким параметрам Божьим. Такое идеализированное представление свойственно монотеистическим религиям и появилось оно в античном христианстве, через некоторое время после проповеди Иисуса из Назарета.
В этой статье мы сначала немного внимания уделим тому, что большинство представлений о Боге – фантазии людей.
Затем выделим два ключевых качества Бога, на которые люди «наворачивают» свои хотелки.
А потом вкратце рассмотрим каждое из этих качеств: первое и второе.
Поехали!
Качества Бога разнятся не только от времени ко времени, но и от места к месту. И даже в родственных друг другу авраамических религиях Бог очень разный.
«Характер» мусульманского Аллаха отличен от «характера» христианского Бога, а уж если говорить об иудейском Яхве, то иногда кажется, что это не только разные существа, но и, в некотором смысле, противоположности. Там, где один проявляет всепрощение, там другой карает детей за грехи отцов.
Получается, что качества Бога зависят от времени, места, культурного уровня его поклонников и прочих вещей, далёких от метафизики.
В действительности, конечно, зависит не Бог, а представления о Боге. Люди разных эпох и разных культур приписывают ему те, качества, которые кажутся им в данный момент наиболее подходящими для Бога.
И речь идет не только о «нравах» и чертах характера, но и о базовых свойствах: бессмертии, всезнании, всемогуществе и т. д. В действительности и эти представления о Боге – не более чем стереотипы, навязываемые людьми.
Бог не обязательно бессмертен. Не обязательно всеведущ и не обязательно всемогущ. Ни одно из этих качеств не определяет Бога.
Базовые качества Бога
Существует ли какое-то качество Бога, которое не зависело бы от местности и эпохи?
Да, существует. И их даже два:
- Вечность (бытие вне времени);
- Причинность над самим собой (его никто не создавал).
Эти качества присутствуют у Бога практически во всех культурах. Это то, что связывает воедино абсолютное большинство представлений о Боге, независимо от того, где это происходит – в Европе, Америке или восточной Азии. Все остальные качества не более чем продукт человеческого творческого ума, когда верующий выдаёт желаемое за действительное.
Давайте вкратце рассмотрим каждое из основополагающих качеств Бога.
1. Вечность
Очень часто под вечностью подразумевается бесконечное время, но это неправильное понимание слова, хотя и очень распространённое.
Вечность – это не бесконечное время, а его отсутствие в принципе.
Здесь следует дать некоторое уточнение, понятное философу, но не вполне очевидное для не-философа: бесконечность подобна, а то и тождественна полному отсутствию. Например, абсолютная свобода подобна абсолютной несвободе. Абсолютный свет без теней и оттенков подобен абсолютной тьме без намёка на свет: в обоих случаях вы ничего не увидите.
Но, вернёмся к вечности.
Если что-то является вечным, то время не властно над ним – он неизменен и стабилен, в отличие от всего, что существует во времени, внутри его.
Бог является как раз таким субъектом. Он существует вне времени, как космологическая сингулярность, существовавшая до Большого Взрыва.
Наш мир, наши умы и наши тела существуют во времени, они изменяемы, они конечны. А Бог – нет. Не потому что он бессмертен, а потому что он вне времени.
Бессмертие Бога является одним из приписываемых ему качеств. Бог запросто может умереть, если захочет этого. И примером тому могут служить не только древние языческие Божества, которые умирали напропалую, но даже Иисус Христос, скончавшийся на кресте.
Иными словами, Бог может умереть, но для него это отнюдь не конец, потому что смерть – это явление во времени, а Бог вне его. А конец обретает некая проявленная во временно́м мире ипостась.
2. Причина над собой
Весь мир, вся вселенная связана причинно-следственными связями. Все события и все вещи имеют источник, то есть что-то, что их произвело.
Любое событие влечёт за собой последствия, большие или малые. То есть служит причиной каким-то другим событиям или явлениям. Но само по себе оно тоже от чего-то зависит, то есть является следствием чего-то.
Таким образом, любой объект – следствие чего-то одного и причина чего-то другого.
Все события и явления "сцеплены" друг с другом этим причинно-следственным механизмом. Наши поступки определены воспитанием, воспитание – культурой, культура – развитием мозга, развитие мозга – законами биологии и так далее. Всё в этой вселенной связано со всем.
В философии это называется принципом всеобщего детерминизма.
Бог, как создатель и творец, является причиной над миром.
Но если Бог создал мир, то кто создал Бога? Что является причиной над ним?
Этим вопросом атеисты часто пытаются «уложить на лопатки» верующих, не понимая, что Бог – это как раз такая "штука", которую никто не создавал, поэтому он и Бог.
То есть Бог – это нечто, что не имеет над собой причины.
Кстати, такое направление философии как научный атеизм, совсем не отрицает возможность чего-то, не имеющего над собой причины и существующего «всегда». На место этой «самопричинной» субстанции они ставят материю, утверждая, что её никто не творил и ничто не творило, что она существовала всегда.
От концепции самопричинного Бога этот взгляд отличается только тем, что Бог – деятельный субъект, существовавший всегда, а материя – самоорганизующийся объект, существовавший всегда.
Бог создал мир, мир – его следствие, а он – причина мира. Но сам Бог не является следствием мира или чего бы то ни было ещё – он является следствием самого себя.
В этом смысле он предельно самодостаточен и независим, он полон и абсолютен, он сам причина самого себя. Ничто не может на него повлиять, стать его причиной, определить его, детерминировать его – без его на то согласия.
Всё, что не является причиной над собой – не является Богом.
И всё, что является причиной над самим собой – Бог.
В этом смысле становится более понятен тезис о том, что человек – это Бог (что подтверждается Библией). Человек способен быть причиной над самим собой без того, чтобы что-то являлось причиной над ним.
Это не значит, что мы всегда таковы, но значит, что можем быть такими, вырвавшись из цепких лап всеобщей причинно-следственной предопределённости (этой же точки зрения придерживается и светило атеизма Ричард Докинз в своей книге "Эгоистичный ген").
Итог
Всё, чем в действительности является Бог – это субъект вне времени, являющийся причиной над самим собой.
Всё остальное – не более чем выдумки людей, стремящихся решить свои задачи или закрыть этические вопросы, которые меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре.
________________________________________