Найти тему

Женщины на российском престоле в портретах. Часть 3: Елизавета Петровна.

25 апреля 1742 года была коронована Елизавета, дочь Петра Великого.

В конце 1741 года в результате дворцового переворота потомки Иоанна V были смещены с трона дочерью Петра I Елизаветой (1709 – 1762). Она стала российской императрицей, а наследником престола она объявила своего племянника Карла Петера Ульриха Голштейн-Готторпского, в крещении Петра Федоровича, сына своей сестры Анны. Таким образом была исполнена воля Петра I, условившемся при бракосочетании дочери Анны с герцогом Карлом Фридрихом, что в случае отсутствия у Петра Великого сыновей, русский двор может призвать на трон отпрыска, рожденного в этом браке.

Луи Каравак. Портрет Екатерины I в пеньюаре. Портрет Петра I. (монтаж автора) 1717 г. Государственный Русский музей. Во время бракосочетания Петра и Екатерины дочери Анна и Елизавета держались за подол матери по время движения вокруг аналоя, что по церковным канонам, девочек, родившихся до брака, сделало законными -"привенчанными" - дочерьми царя.
Луи Каравак. Портрет Екатерины I в пеньюаре. Портрет Петра I. (монтаж автора) 1717 г. Государственный Русский музей. Во время бракосочетания Петра и Екатерины дочери Анна и Елизавета держались за подол матери по время движения вокруг аналоя, что по церковным канонам, девочек, родившихся до брака, сделало законными -"привенчанными" - дочерьми царя.

О двух дочерях Петра Великого и Екатерины I – Анне (будущей герцогине Голштейн-Готторпской, матери императора Петра III) и Елизавете (будущей императрице) – все современники отзывались с восторгом. Обе девочки получили прекрасное образование, свободно говорили на нескольких языках, отличались исключительными манерами и были красавицами. Обе девушки родились до официального бракосочетания родителей, однако были объявлены Петром царевнами.

Портреты юных принцесс писали все придворные живописцы. Одним из них был и Луи Каравак, француз, приехавший в Россию творить и обучать местных мастеров по приглашению Петра и успевший написать портреты всех русских монархов вплоть до Елизаветы. Каравак писал хорошенькую царевну с ранних лет, и каждый из созданных им портретов является шедевром, заставляя и сейчас зрителя удивляться и восторгаться одновременно.

Луи Каравак. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Сер. XVIII в. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.
Луи Каравак. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Сер. XVIII в. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

После восшествия Елизаветы Петровны на престол, именно Каравак имел приоритетное право на каноническое изображение государыни. Сама царица должна была одобрить то или иное изображение. Имея утонченный вкус и великолепно разбираясь в искусстве, Елизавета могла высказать художнику критику по поводу пропорций или колорита. Именно за ней было последнее решение, в каком образе она предстанет перед подданными. Изысканный портрет императрицы Елизаветы, написанный этим выдающимся иностранным мастером, хранится в собрании Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Несмотря на то, что Каравак уделяет в изображениях Елизаветы много внимания ее внешней привлекательности, на этом полотне мы видим уже не беззаботную недалёкую красавицу, какой её считало окружение предшественниц на троне, а полновластную самодержицу. Художник изобразил гордую, умную и независимую царицу, достойную дочь своего отца. Взяв курс на восстановление «священных начал Петра Великого» и продолжив политику отца, Елизавета смогла реализовать многое из того, что задумал, но не успел царь-реформатор.

Неизвестный русский художник.  Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761). 2-я пол. XVIII века. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.
Неизвестный русский художник. Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761). 2-я пол. XVIII века. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Важным культурным событием в царствование Елизаветы Петровны стало открытие Московского университета в 1755 году. В 1757 году Елизавета создала в России Академию художеств – высшую школу мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны. Ее первым президентом стал умный и образованный граф Иван Иванович Шувалов, фаворит правительницы. Академия не просто воспитала на протяжении своей долгой истории многих выдающихся мастеров изобразительного искусства, она служила крупнейшим арбитром в области художественной политики. Уже при Екатерине II академия допустила в свои стены крепостных, что позволило Василию Тропинину обучаться в живописном и рисовальном классах.

Бухгольц Генрих (Heinrich Buchholtz) (1735-1781) Портрет императрицы Елизаветы Петровны в жемчугах. 2-я треть XVIII в. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.
Бухгольц Генрих (Heinrich Buchholtz) (1735-1781) Портрет императрицы Елизаветы Петровны в жемчугах. 2-я треть XVIII в. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

За 20 лет правления Елизаветы не было произведено ни одной казни. Произошел расцвет экономики и прирост в казне, русская армия одержала ряд важных побед в Русско-Шведской (1741 – 1743) и Семилетней (1756-1763) войнах, к Российской империи были присоединены юго-западная Финляндия и (временно – в 1758-62 г. Восточная Пруссия), родился новый стиль «елизаветинское барокко», появился публичный драматический театр, в избытке были созданы императорские указы о внешнем виде придворных, созданы и куплены несчетное количество богатых нарядов самодержицы.

Луи Каравак. Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761) в черном маскарадном домино с маской в руке. 1750-е гг. Государственный Русский музей.
Луи Каравак. Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761) в черном маскарадном домино с маской в руке. 1750-е гг. Государственный Русский музей.

Елизавета боялась ночного переворота, поэтому двор императрицы бодрствовал в темное время суток вместе с ней. Испытывая опасения за свою жизнь, Елизавета не имела спальни и ночевала каждый раз в новом зале дворца или тайно переезжала в другой. Одним из изобретений подозрительной и мнительной царицы была Канцелярия тайных розыскных дел, известная своей жестокостью. Несмотря на этот факт, правление дочери Петра Великого оказалось более гуманным на фоне предшествующих царствований.

Гроот Г.К. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?) г. Государственный Русский музей. Семью принцессы Елизавета Петровна хорошо знала: ее дядя по матери Карл Август Голштейн-Готторпский был женихом цесаревны Елизаветы, но умер до свадьбы, а другой - Адольф Фридрих, был двоюродным дядей и воспитателем Петра Федоровича.
Гроот Г.К. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?) г. Государственный Русский музей. Семью принцессы Елизавета Петровна хорошо знала: ее дядя по матери Карл Август Голштейн-Готторпский был женихом цесаревны Елизаветы, но умер до свадьбы, а другой - Адольф Фридрих, был двоюродным дядей и воспитателем Петра Федоровича.

В 1745 году Елизавета женила своего 17-летнего племянника на Софии Фредерике Августе, принцессе Ангальт-Цербстской. Именно эта женщина в последствии взойдет на российский трон на 34 года и станет величайшей императрицей, восхищавшей всю Европу.