Найти тему

"Черная сталь": межрассовое соперничество, мягкая сила и борьба за призы в холодной войне.

Часть 4.

Многие писатели были расстроены тем, что "Самая темная Африка" вырвала такое важное событие из американских мест; что нация, которая изобрела "миллионные ворота" в боксе за полвека до этого, не могла сравниться с предложением от страны, которая даже не появлялась на карте более, чем несколько лет назад. Некоторые, например, редактор журнала "Кольцо" Нэт Лубет (Nat Loubet), пытались рационализировать глобальную траекторию наиболее важных матчей бокса, ссылаясь на налоговые льготы, предлагаемые иностранными правительствами, и технологические новшества, которые позволили транслировать изображения из любой точки мира в телевизионные каналы у себя дома. "Как свидетельствует неуклонный рост тиража и подписки на "Кольцо", а также увеличение количества крупных матчей, - пишет Лубет, - боевая игра удивительно расцветает во всем мире". Но он вписал это в контекст Холодной войны: "Сделайте исключение для России и Китая, которые слишком заняты международной властью и политикой, чтобы посвящать боксу любое время". Было бы наивно думать, что лидеры Ямайки или Венесуэлы аполитичны в своем агрессивном стремлении добиться права на проведение чемпионата. Они использовали дезорганизованную и нерегулируемую структуру профессионального бокса, а также глобальную привлекательность межрасовых и внутрирасовых военных действий в США для завоевания популярности и консолидации власти. Заир Мобуту просто сделал это больше и выразительнее, взяв в руки гарантированный кошелек по 5 миллионов долларов США каждый за принципы и расистскую пропаганду не только ринга, но и всей саги, ведущей к нему как проявлению панафриканской черной державы на мировой арене, и утверждение бесспорного правления Мобуту в Заир.

Помимо кошельков, часть которых уже была внесена на счета в американских банках, Мобуту перекачал еще десятки миллионов долларов на реконструкцию стадиона "Stade du 20 Mai" - стадиона, названного так в честь даты создания Мобуту своего "Народного движения революции", которое быстро стало единственной политической партией в стране. Он также инвестировал в инфраструктуру для проведения мега-события, включая новый аэропорт, шоссе и автостоянки, которые будут вмещать все движение от туристов со всего мира до центра Киншасы. Либерийское правительство, по просьбе Мобуту, тихо подало заявку на проведение сопутствующего музыкального фестиваля с участием артистов из Африки, Афро-Карибского бассейна и афроамериканцев в рамках празднования ритмической диаспоры; или, как документалист Леон Гаст назвал это "историей ритма".

Этот явный акцент на транснациональное единство черных параллельно с посланием Брукса "Черная сталь" в более глобальном контексте, но был также подорван растущими различиями между двумя принципами черных в этой борьбе за приз и средствами массовой информации, пораженными сообщениями о нем.

С самого начала своей профессиональной карьеры Мухаммед Али заинтересовался предстоящими матчами, оскорбляя перспективных соперников. Когда он сталкивался с афроамериканскими бойцами, особенно после вступления в NOI и смены имени, Али часто ставил под сомнение их расовую самобытность и навешивал на них ярлык "Дядя Томс". Джо Фрейзер нес основную тяжесть этого, возможно, больше, чем любой из противников Эли в долгой прелюдии к их первой схватке. Однако к тому времени, как они встретились на матче-реванше, Али изменил курс и вместо этого начал насмехаться над интеллектом Фрейзера; он стал называть его "невежественным" и вместо того, чтобы "отбеливать" Фрейзера, начал карикатурить на него, как на слишком черного. Это был классовый антагонизм, который не казался таким уж неуместным со стороны светлокожего человека, выросшего в приграничном государстве по отношению к темнокожему человеку из сельской общины на Глубоком Юге. Но для Эли это было суровой переменой. Он продолжил это, готовясь бросить вызов Форману за титул. В то время как некоторые писатели спрашивали, представлял ли Форман "белого" чемпиона, Али высмеивал его как продукт "Кровавого" Пятого отделения городского гетто-Хьюстонского гетто. Али утверждал, что он разработал новый удар, который свергнет чемпиона: "шлюха гетто".

Форман пытался сохранить свою прохладную позу, хотя оставаясь оторванным от Али, толкнул его в отшельническую позу. Это дало "Величайшему" только неприступную платформу. Его послание снова повернулось вспять, когда он приземлился в Заир и попытался завоевать популярность поклонников Заир, сказав им, что Форман (и его собака) были "Бельгией" - ярлыком, который поражал колониальные аккорды в Заир. Привлечение такого пастуха, которого бельгийские власти использовали для поддержания "порядка" во время своего правления в Конго, возможно, оскорбило некоторых гордых заирейцев, но Али уже не был более восприимчив к культурным особенностям. Он провозгласил, что, поскольку Заир пользуется популярностью, местные жители будут помогать ему, "засовывая булавки в куклы вуду" Формана, и что, если он не будет осторожен, новые "друзья" Али "посадят тебя в горшок". Переработка изображений каннибализма для американских потребителей не соответствовала устремлениям развивающейся нации, не больше, чем ссылки на вуду в стране, где 75% граждан идентифицировали себя как римско-католики. Однако в то время как Форман старался как можно больше держаться подальше от предрассветной рекламы, администрация Мобуту подготовила свое контрнаступление против подобных образов примитивизма.

Продолжение следует...