С появлением паровой машины механизировались не только повозки, но и корабли. Первые пароходы появились на Волге в 20-х годах 19 века, около 200 лет назад. Как правило, это были пассажирские суда и буксиры.
В СССР послевоенный период был рассветом судостроения. Корабли строились как на территории России, так и в союзных республиках: Чехословакии, Германии, Венгрии и Румынии... Также после войны появились совершенно новые типы судов, такие как суда на подводных крыльях, которые могли развивать скорость до 70 км/ч, что немыслимо для обычного водоизмещающего корабля и толкачей.
Толкачи были более экономичны, чем простой буксир. Они обладают лучшей управляемостью, большим упором на винт-все это и ряд других особенностей позволили увеличить скорость и общую грузоподъемность всего барже-буксирного состава.
Даже сегодня такие составы перевозят тысячи тонн песка, камня и нефти, но развитие дорог и транспортных средств после 1990-х годов резко снизило их конкурентоспособность. И пока значительное количество советских буксиров толкают баржи через водохранилища Волги, современная Россия в основном строит танкеры и сухогрузы класса «река-море»