В 1975-м владелец «Тирелла» Кен Тирелл пришел к инженеру Дереку Гарднеру и попросил его собрать сильнейший в серии болид. Гарднер получил финансовый карт-бланш и выдал проект шестиколесного автомобиля, назвал Tyrrell P34. Отличительные особенности этого болида:
- Два обычных колеса сзади, четыре маленьких – впереди.
- Все передние колеса спрятаны за обтекатель, что снижало лобовое сопротивление болида. Дополнительная пара передних колес увеличивала площадь контакта с поверхностью.
- За счет пары задних колес «Тирелл» планировал улучшить торможение – сделать болид быстрее на тяжелых поворотах.
Гарднер представил болид боссам через полгода после получения задания. Тирелл восторгался:
«Это революция в машиностроении в Формуле 1. Думаю, нашу технологию будут улучшать. Это огромный прорыв для команды «Тирелл». Сегодняшний проект станет началом для чего-то большого».
Не стал.
Новый болид – это одна победная гонка и куча проблем
P34 был проектом на два сезона (1976-1977), но в своем первоначальном виде откатал лишь один год. В сезоне-1976 «Тирелл» на шестиколесной машине победил в одной гонке в Швеции, дальше (за два года, включая модификации) были только призовые места. Шектер, ставший первым в Швеции, после этапа Италии (там он был только пятым), раскритиковал болид:
«Иногда машина становится неуправляемой. Особенно, когда асфальт мокрый. Ты пытаешься вырулить по нужной траектории, но тебя заносит. Сегодня (в Монце-1976) я потерял много секунд на поворотах. Я мог быть в тройке. Но завершил гонку пятом месте. Это провал».
Вместо научно-технического прогресса «Тирелл» получил кучу проблем. Четыре передних колеса, которые сделали для решения проблем со сцеплением, затрудняли управление. Корпус машины закрывал передние колеса. Из-за этого пилоты не видели их механическую работу во время поворота, и болиды часто заносило.
Гарднер думал, что проблема была в неподготовленности пилотов к новому уровню вождения – он даже говорил, что «Тиреллу» нужны гонщики покруче. Один раз даже бунтанул Шектер – сказал, что с технологиями Гарднера невозможно бодаться за серьезные места. Их спор прервал Кен Тирелл – он решил, что в этом споре важнее мнение пилотов, а не инженера, и обязал Гарднера изменить болид. P34 модифицировали до P34B – сделали изначальную модель шире и тяжелее. Так проблем с с потерями сокорости на поворотах стало меньше. Но «Тирелл» все еще проигрывал пилотам на обычных болидах.
Сезон-1976 стал последним, когда гонял болид с 3 парами колес. Разработкой авто такой комплектации занимались «Феррари» и «Уильямс». Но Формула 1 не позволила больше никому ездить на таких болидах.