Найти тему

Организация процесса эвакуации в экстремальных условиях войны (на примере Великой Отечественной войны)

В условиях нарастания угрозы новых войн проблема изучения роли тыла в Победе над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. приобретает особую актуальность. В связи с этим предпринята попытка воссоздать сложный процесс организации эвакуации населения.

Сам термин «эвакуация» берет свое начало от латинского слова «evacuatio», т.е. опорожнение, и означает перемещение в безопасное место воинского контингента, гражданского населения, материальных ценностей из районов военных действий.

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия, без объявления войны, вторглась в пределы СССР. Стремительное наступление гитлеровских войск вглубь территории СССР вынудило большие массы мирного населения покидать свои места проживания в максимально короткое время, что наложило отпечаток на процесс эвакуации.

Только выполнив эту грандиозную операцию, можно было сохранить основную экономическую базу страны, организовать прочный тыл и оперативно перестроить народное хозяйство на военный лад.

Но внезапность гитлеровской агрессии, громадные размеры развернувшегося театра военных действий, превращение многих городов и сел в арену ожесточенных сражений ‒ все это создавало сложности во время эвакуации, потребовав от советских людей большого физического и морального напряжения.

Перемещение огромных масс населения из угрожаемых районов в тыл стало одной из главных задач, вставших перед руководством страны в начале войны.

Для ее решения были приняты специальные постановления, разработаны законодательные и административно-правовые акты, в которых определялись основные направления проводимой работы.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 июня 1941 г. «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР создали Совет по эвакуации во главе с наркомом путей и сообщений Л.М. Кагановичем. Контроль над выполнением поставленных решений осуществляла созданная при Совете по эвакуации группа инспекторов во главе с А.Н. Косыгиным.

27 июня 1941 г. Советское правительство приняло постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов». В данном постановлении были обозначены главные задачи и выделены первоочередные объекты эвакуации. Так, перемещению на восток в первую очередь подлежали квалифицированные кадры рабочих и служащих, старики, женщины и молодежь.

СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время. Во многих городах нашей страны по пути следования эвакуированных были организованы эвакуационные пункты для их регистрации и проверки, обеспечения помещением и питанием, медико-санитарного обслуживания и политико-массовой работы.

Каждый пункт был рассчитан на одновременный прием не менее одного эшелона – около 1500–2000 человек.

Косыгин позднее вспоминал: «Цепь эвакопунктов протянулась на тысячи километров от прифронтовых железнодорожных станций юга и запада страны до Восточной Сибири, Казахстана, Средней Азии».

Зафиксировано, что к 22 августа 1941 г. на крупных железнодорожных узлах и пристанях, в больших городах действовало 128 эвакопунктов.

Деньги на обеспечение эвакуируемых граждан выделялись из союзного бюджета, а содержание самого эвакопункта возлагалось на местные бюджеты. Известно, что только во второй половине 1941 г. государство израсходовало в помощь эвакуированным около 3 млрд. рублей.

«Тогда считалось, ‒ отмечал А.И. Микоян, что Наркомат путей сообщения должен играть главную роль в вопросах эвакуации. Объем же эвакуации из-за ухудшения военной обстановки расширялся. Все подряд эвакуировать было невозможно. Не хватало ни времени, ни транспорта. Уже к началу июля 1941 г. стало ясно, что Каганович не может обеспечить четкую и оперативную работу Совета по эвакуации».

16 июля последовало новое решение ГКО «О составе Совета по эвакуации». На этот раз в его реорганизованный состав вошли: Н.М. Шверник, в роли председателя, А.Н. Косыгин – заместитель председателя, М.Г. Первухин – заместитель председателя, А.И. Микоян, Л.М. Каганович (в отсутствие Кагановича его заменял Б.Н. Арутюнов), М.З. Сабуров (в отсутствие Сабурова его заменял Г.П. Косяченко) и B.C. Абакумов (НКВД).

Через месяц, 16 августа 1941 г., постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) в Совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной Армии генерал-майора М.В. Захарова. 26 сентября 1941 г. при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя СНК РСФСР К.Д. Памфиловым. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета.

Эвакуация населения была проведена в два этапа. На первом она характеризовалась большой массовостью и шла с лета 1941 г. до весны 1942 г. На втором она проводилась в меньших размерах, с более ограниченной территории с лета 1942 г. по осень 1943 г.

Таким образом, с началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения из прифронтовых районов вглубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом.

С первых дней войны Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли заботу о нуждах народа, считая это задачей первостепенной государственной важности. Они делали все возможное, чтобы полнее удовлетворить материальные и духовные запросы советских людей.

В итоге, в сложнейших условиях первых дней войны удалось эвакуировать 120 тыс. человек из прибалтийских республик,300 тыс. – из Молдавии, более 1 млн. – из Белоруссии, 350 тыс. – из Киева, а всего с Украины – 3,5 млн., из Ленинграда – 1,7 млн., Москвы – 2 млн. человек. До 1 февраля 1942 г. по железным дорогам в тыловые районы страны было эвакуировано 10,4 млн. чел., 2 млн. перевезено водным транспортном. 8 млн. человек переехали на новые места во время второй волны эвакуации летом 1942 г.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения способствовала скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы.

Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом».

Список источников

1. Бравина М.А. Повседневная жизнь тылового города в условиях эвакуации. // От великой победы – к Великой России: Историческая память и будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Пенза, 25-26 марта 2010 г. – Пенза: ПГУ, 2010. – С. 202-204.

2. Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о создании Совета по эвакуации. [Электронный ресурс] // История Отечества в документах. 1917-1993 гг. URL: http://www.a-z.ru/women_cd3/20/12/i81_1207.htm (дата обращения: 6.02.2018).

3. Петрина С.В. Пензенский эвакуационный пункт. Его создание и работа с эвакуированным населением в годы ВОВ. // Великая победа: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы советского народа в ВОВ (21-22 апреля 2005 г.). – Пенза: ПГПУ, ПГКМ, 2005. – С. 24-28.

4. Замостьянов А. Сталинская гвардия. Наследники Вождя. – М.: Яуза, Эксмо, 2010. – 288 с.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. – М.: Норма, 2008. – 720 с.

6. Микоян А.И. В первые месяцы Великой Отечественной войны. // Новая и новейшая история. – 1985. – № 6. – С. 103-104.

7. Снегирева Л.И. Эвакуация населения и железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири). // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. Выпуск 2 (155). – С. 21-28.