Найти в Дзене

Почему режим самоизоляции правомерен?

взято из открытых источников
взято из открытых источников

На протяжении последних нескольких месяцев одна и та же новость не стихает с экранов телевизоров, статей на интернет сайтах и публикациях в газетах, что же эта за проблема, о которой говорят все и вся, это всем известный вирус COVID-19. Конечно, гораздо проще было его не замечать тогда, когда он был "далеко" от нас, когда он был, где то там - за рубежом. Однако данная напасть добралась и до нас, в связи, с чем был полностью изменен привычный уклад жизни для всех нас.

Нет, в данной статье я не буду описывать основные симптомы данной "болезни", либо способы лечения, здесь я хотел бы порассуждать о правовых и социальных последствиях этого вида заболевания на территории Российской Федерации, а именно о мерах самоизоляции, которым подверглись все мы либо основное большинство наших сограждан.

Не секрет, что практически все субъекты Российской Федерации в период времени с 28 марта 2020 года, по настоящий момент находятся на режиме самоизоляции. По этой проблематике довольно много точек зрения, что не исключено, поскольку эта проблема коснулась каждого из нас. Об этом имеется многочисленное количество роликов на интернет ресурсе "Ютуб", множество блогов в различных социальных сетях о том, что режим самоизоляции сам по себе неправомерен, поскольку президентом РФ не введен режим чрезвычайного положения.

Итак, я решил в этом разобраться.

На данный момент законодатель указывает о двух правовых режимах деятельности органов государственной и муниципальной власти в период обстановки сложившейся в результате аварии, катастрофы, распространения заболевания представляющего опасность для окружающих, а именно: "Чрезвычайная ситуация" и "Чрезвычайное положение". Правовые основания указанных понятий более подробно излагаются в Федеральном законе от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Чрезвычайная ситуация (далее ЧС) вводится правительством РФ, имеет свою классификацию, в зависимости от степени общественной опасности, которые указаны в Постановлении правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ЧС подразделяют на: ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера. При этом классификация осуществляется исходя из количества пострадавших людей и размере материального ущерба. При угрозе наступления ЧС устанавливается режим повышенной готовности, который может устанавливаться главами субъектов РФ, а сам по себе режим повышенной готовности подразумевает ограничение некоторых прав, как например, ограничение в свободе передвижения, приостановление деятельности организаций в зоне ЧС.

Чрезвычайное положение (далее ЧП), вводится указом президента РФ, при этом может быть введено как на всей территории РФ, либо в одном определенном субъекте РФ, после введения ЧП, в течении 72 часов Совет Федерации должен утвердить ЧП. В случае если чрезвычайное положение не утверждено Советом Федерации, то указ президента РФ о введении ЧП теряет свою юридическую силу. Режим ЧС исключительная мера, поскольку с его введением, значительная часть гражданских прав ограничивается в связи со сложившейся обстановкой, как например может быть изъят личный транспорт, с целью перевозки грузов либо пострадавших граждан, может быть так же изъято жилье для размещения специальных помещений.

Единственный вопрос, который при этом возникает: Мне будет государство помогать материально?

Ответ: да, но частично, в случае когда вред который возник в следствии режима чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации возмещается, равно как возмещается и при режиме чрезвычайной ситуации, однако возмещается лишь только в случае порчи или уничтожения имущества, но никак не при оплате ипотек, кредитов, услуг ЖКХ, что в своем роде печально, так что мнение о том, что государство "должно оплачивать коммунальные услуги за меня" при введении режима ЧП ошибочны.

Итак правовую основу режимов ЧП и ЧС мы разобрали, как же фактически водится режим самоизоляции.

Начнем в первую очередь с наиболее важного правового основания мер самоизоляции, а именно Указа Президента РФ №239 от 02.04.2020 г., "О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)", который устанавливает нерабочие дни с 04 по 30 апреля 2020 г., с введением ограничительных мероприятий в связи с введением режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации в субъектах РФ. После чего на уровнях субъектов РФ, главами субъектов были изданы постановления о введении в подотчетных им субъектах режима повышенной готовности, который подразумевает самоизоляцию, он же в последствии в СМИ был назван "режим самоизоляции". Так же в региональных постановлениях о введении режима самоизоляции были указаны меры которые обязаны к исполнению, с целью исключения чрезвычайной ситуации, а за нарушение этих мер так же предусмотрена ответственность, либо административная, либо уголовная, что так же прописано в Федеральном законе от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". На что может последовать вполне разумный вопрос:

Почему поправки в КоАП РФ в связи с нарушением режима самоизоляции принимаются в 2020 году, если подобные правовые сценарии прописывали намного раньше?

Вообще если вы спросите любого человека имеющего образование по юридической специальности, то узнаете, что административное право наиболее сложная отрасль права, поскольку во - первых, это очень многогранная отрасль права, она охватывает много аспектов нашей жизни, во - вторых, кроме самого Кодекса об Административных Правонарушениях РФ имеется множество иных, профильных нормативно - правовых актов, которые ссылаются опять же таки на КоАП РФ, кроме того административный кодекс устарел, с момента его принятия произошло очень много нововведений, в следствии чего его постоянно дополняют.

По факту же был обнаружен пробел в праве, то есть в федеральном законе была ссылка на административную ответственность, но в самом КоАПе такого не было в связи с чем данный пробел был устранен. Большие штрафы здесь обусловлены тем, что правонарушение направленно на санитарно - эпидемиологическое благополучие населения.

Таким образом, введенный режим самоизоляции имеет под собой достаточно понятные правовые основания которые были мной разъяснены.

Если у вас имеются какие либо вопросы, критика, уточнения, прошу это отразить в комментариях.