Найти в Дзене

Как удержать бизнес на плаву в период эпидемии

Организация удаленной работы — это зачастую единственный способ продолжить ведение бизнеса. Если есть возможность организовать онлайн-продажи своих товаров и услуг, то это следует сделать хотя бы для пополнения оборотных средств и снижения расходов на ближайшие месяцы. Дистанционный режим работы сотрудников по поддержанию текущей деятельности позволяет выполнять контрактные обязательства компании, вести подготовку к новым проектам в формате видеоконференций и коллективной работы с документами. Возможно новые формы работы, освоенные в кризисный период станут новыми конкурентными преимуществами и позволят в будущем снизить издержки на ведение бизнеса в нормальном режиме. Помимо снижения издержек на оплату персонала необходимо ввести жесткий режим экономии. Все что выходит за рамки поддержания бизнеса в текущий момент времени, должно быть отложено до лучших времен. Арендные платежи, выплаты процентов по кредитам, оплата поставщикам — теперь это ежедневный переговорный процесс по получению
Кризис — удачное время для избавления от неприбыльных активов и видов деятельности. Это своеобразный фильтр для того, чтобы понять свои слабые места
Кризис — удачное время для избавления от неприбыльных активов и видов деятельности. Это своеобразный фильтр для того, чтобы понять свои слабые места

Организация удаленной работы — это зачастую единственный способ продолжить ведение бизнеса. Если есть возможность организовать онлайн-продажи своих товаров и услуг, то это следует сделать хотя бы для пополнения оборотных средств и снижения расходов на ближайшие месяцы. Дистанционный режим работы сотрудников по поддержанию текущей деятельности позволяет выполнять контрактные обязательства компании, вести подготовку к новым проектам в формате видеоконференций и коллективной работы с документами. Возможно новые формы работы, освоенные в кризисный период станут новыми конкурентными преимуществами и позволят в будущем снизить издержки на ведение бизнеса в нормальном режиме.

Помимо снижения издержек на оплату персонала необходимо ввести жесткий режим экономии.

Все что выходит за рамки поддержания бизнеса в текущий момент времени, должно быть отложено до лучших времен. Арендные платежи, выплаты процентов по кредитам, оплата поставщикам — теперь это ежедневный переговорный процесс по получению отсрочек, изменению условий, поиску альтернативных вариантов.

Для тех, кто арендует федеральное или муниципальное имущество, на время простоя арендная плата может быть отменена. Для этого надо направить обращение в адрес государственного органа, распоряжающегося имуществом, с подтверждением вида деятельности по ОКВЭД и приказе о приостановке работы. Что касается отношений с арендодателем на коммерческой основе, то арендатор вправе на основании Федерального закона N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требовать уменьшения арендных платежей в связи с невозможностью использования имущества по решению властей.

Судебные перспективы в подобных спорах не очевидны, поскольку обстоятельства непреодолимой силы к данной ситуации неприменимы, однако ничто не мешает сторонам прийти к конструктивному решению в ходе переговоров.

После короновируча многие офиса останутся пустыми, если арендодатели не пойдут на уступки арендаторам
После короновируча многие офиса останутся пустыми, если арендодатели не пойдут на уступки арендаторам

Такие же аргументы уместны в переговорах с поставщиками и заказчиками. В условиях закрытия границ, резкого снижения курса рубля и экономической активности в целом, условия контрактов могут оказаться невыполнимыми. Уместными в силу сложившихся причин могут быть отсрочки по исполнению договоров и платежей, замена оборудования отечественными аналогами, рассрочка по оплате, отмена штрафов. Важно не увеличивать объем дебиторской задолженности в период кризиса и уменьшить количество клиентов с просроченной задолженностью.

Имущество, не используемое в процессе деятельности можно продать, сдать в аренду или оформить в качестве залога. Следует оценить перспективы направлений бизнеса и закрыть некоторые из них, если в ближайшие полгода они не принесут дохода.

В период пандемии наметился бум в некоторых отраслях, таких как:

  • онлайн-торговля
  • электронные сервисы
  • создание видеоконтента
  • дистанционные образовательные услуги
  • фармацевтика
  • логистика
  • доставка
  • клининговые услуги
  • услуги охранных предприятий
  • производство дезинфицирующих средств
  • телемедицина

Окончание карантинных мероприятий неизбежно закончится периодом восстановительного роста и удовлетворении отложенного потребительного спроса. К этому моменту необходимо сохранить людские, материальные и финансовые ресурсы.

Реструктуризация долгов — важная часть стратегии выживания. Было бы ошибкой полагать, что эпидемия дает возможность не платить по кредитам. Однако следует учесть рекомендацию Центрального банка поднадзорным банкам не ухудшать кредитные истории своих клиентов в случае запросов на отсрочку по выплатам, а также реструктурировать долги малых и средних предприятий, если положение заемщика ухудшилось в связи в связи с распространением коронавирусной инфекции. Для поддержания малого и среднего бизнеса Правительство выделило банкам 150 миллиардов рублей на цели льготного зарплатного кредитования с нулевой ставкой. К примеру, банк ВТБ выдает льготные кредиты предприятиям с оборотом до 800 миллионов рублей и численностью сотрудников до 100 человек. Кредиты на зарплату могут получить компании из отраслевого списка при условии сохранения численности работников, что в совокупности со снижением размера отчислений в страховые фонды с 30% до 15% дает шансы на сохранение трудового коллектива.

Для успешного общения с кредиторами немаловажным фактором является формирование прозрачной отчетности, позволяющей отнести предприятие к субъектам малого и среднего предпринимательства, подтвердить соответствие вида деятельности для льготного кредитования и подтвердить требуемый уровень кредитоспособности. Перевод сотрудников на удаленный режим, оформление нерабочих дней, объявление простоя по причине эпидемии требуют документального оформления работниками кадровой службы. Приведите в порядок приказы, распоряжения и трудовые договора для минимизации впоследствии конфликтов с работниками и претензий со стороны Трудовой инспекции.

Автор: Евгений Ситнев, info@takeiteasy.agency