PUBG хватает тебя за шиворот и швыряет в гущу, ничего не объясняя. Что делать? Куда идти? Как тут развлекаться-то? В своем первом матче, абсолютно не понимая, что происходит, я влетел в первый же дом, схватил с пола мачете, заперся в туалете и спрятался в ванне за остатками занавески. Минут через 5 я услышал в доме шорохи, напрягся. Но когда дверь в ванну открылась я внезапно выскочил из-за шторки и зарубил удивленного гостя, словно Джейсон. А ведь он был с винтовкой. Блин, а круто! Минуты через две меня прямо через окно подстрелил снайпер, но к этому моменту я, кажется, уже начал понимать, за что люди любят PUBG.
Видеоверсия:
В чем суть PUBG? Сотня игроков десантируется на огромной карте: с полями, лесами, городками, деревушками, одиночными домами и мостами. Маршрут у самолета, на котором мы прибываем, каждый раз разный, а момент для прыжка можно выбрать самому. Снаряжения у нас нет: броня, оружие, аптечки, обвесы на пушки — все нужно искать на уровне, обшаривая дома. Со временем на карте выделяется область, которая постепенно сокращается, все находящиеся за ее пределами игроки довольно быстро умирают. Цель — выжить. Останется только один. Вот так все просто.
PUBG — это серьезный командный (или одиночный — как больше нравится) онлайн-шутер: с продуманной баллистикой в духе ARMA, с массой снаряжения и оружия, требующего изучения и аккуратного использования, с миллионом возможных тактических схем. Игра даже в киберспорт потихоньку заходит! И это не удивительно, ведь Брендан Грин, создатель Playerunknownʼs Battlegrounds начинал с батл-роял расширения для DayZ, которая сама начинала как мод к ARMA 2 — вот такая преемственность. Тактику и хитрости PUBG можно разбирать бесконечно долго, мы по этому поводу даже серию гайдов запустили.
Подобные игры иногда становятся популярными — перед глазами есть пример той же Rainbow Six: Siege, но вот в поп-культуру они не уходят, не становятся сенсацией и «новой дотой». А PUBG стала. Почему? Потому что это еще и максимально простое в освоении развлечение, как ни странно. Хаотичный симулятор выживания, в котором можно умирать и убивать тысячей глупых способов, а потом пересказывать это друзьям.
А лучше показывать. Наблюдать за матчами в PUBG не менее интересно, нежели в нее играть — думаю, это одна из важнейших составляющих ее успеха.
Это игра, создающая истории. Игра о том, как вы с друзьями перевернулись на внедорожнике в пустыне, а на шум приехали еще две «банды» и вам пришлось отстреливаться, прячась за перевернутой машиной. Игра о том, как ты в одиночку, вообще без оружия, стал единственным выжившим, просто передавив всех на багги. Игра о том, как вы вместе с другим игроком высадились в одной точке, где оружия не оказалось вообще и пришлось устраивать кулачный бой.
Игра тысячи историй и приключений, которая генерирует их без сценария и лора. Вне зависимости от того, в какую PUBG вы играете — умную и тактическую или безбашенную и веселую.
Большинство матчей можно запросто документировать на листочек. Добавить немного нарратива, придумать действующим лицам имена — и сценарий для боевичка готов. Но может получиться и комедия с черным юмором. Или напряженная история про штурм осажденного «террористами» городка. Или даже психологический хоррор — в PUBG чего только ни бывает. Причем все эти сценарии могут случиться всего за один матч.
Вникнуть в происходящее со стороны максимально просто — это вам не LoL или та же «Дота», тут и без подготовки понятно, что происходит на экране. Я лично знаю людей, которые вообще не притрагивались к PUBG, но регулярно смотрят стримы по ней. А наш главред Максим Иванов рассказывал, как на одной из вечеринок матч двух гостей в PUBG буквально украл шоу, переключив внимание всех присутствующих на себя — далекие от игр люди кричали, болели и чуть ли ставки не делали. Настоящая народная игра.
Но главный плюс игры оборачивается и минусом. PUBG полностью о рандоме и везении. Вся сыгранность вашей команды запросто разобьется об обстоятельства — может, лут будет попадаться не лучший, может, вас всех передавят раньше, чем вы сами найдете транспорт. Ровно то же и с приключениями — никто их не гарантирует, будут попадаться и такие матчи, в которых ты полчаса болтаешься по пустошам и никого не встречаешь, пока внезапно кто-нибудь тебя не подстрелит с другого конца карты. Я однажды штук пять таких подряд сыграл. Как думаете, насколько мне было интересно?
Но есть у PUBG даже более серьезная проблема — ее «кустарность». Это все еще очень забагованная и не очень приятно выглядящая игра — нормально работает и выглядит (благодаря неофициальным надстройкам) она только на совсем уж безумных конфигурациях. Разработчики до сих не могут до конца разобраться с движком, так что просадки FPS, вылеты, ошибки и внезапно взлетающие в небо машины все еще регулярно случаются. Xbox-версия до сих пор едва играбельна.
Но было еще хуже! Игра хотя бы выбралась из раннего доступа и продолжает развиваться. Причем полноценный релиз не стал формальностью — разработчики выкатили громадный патч, исправивший тысячу мелочей, улучшивший стабильность и добавивший полноценную новую карту — Мирамар, в которую я, как фанат Metal Gear Solid V, просто влюбился.
Создателям игры вообще стоит отдать должное — новые патчи выходят ровно тогда, когда душа требует изменений в игре. При этом с комьюнити PUBG Corporation работает максимально плотно — не так давно разработчики совместно с сообществом составили списоксовместно с сообществом составили список актуальных проблем игры. Ну что, Bungie, слабо так же?
Забота об игроках заложена и в кор-геймплей игры. К примеру, командные сражения и битвы одиночек проходят на разных серверах. Я всегда предпочитаю соло-игру, поэтому полезность такого разделения оценить могу. И если вы выберите одиночный сервер и по войс-чату договоритесь с противником о сотрудничестве, то бан можете словить оба. Такое поведение разработчики расценивают практически как читерство (это оно и есть). А с читерами в PUBG вообще борются рьяносколько за пять месяцев до этого. Думаю, не стоит и рассказывать, насколько такие практики важны для сетевых игр — у нас есть грустный пример For Honor.
Вопросы у комьюнити прямо сейчас вообще вызывают только лутбоксы. Пока в них лишь необязательно и невлияющее на игру шмотье, но что дальше? Впрочем, некоторых они не беспокоят совсем, ведь продажей лутбоксов в стиме можно довольно быстро окупить стоимость игры — своеобразный баланс.
По своему духу PUBG — это игра родом из восьмидесятых. Никакого сюжета, очень условный, ничего не навязывающий визуальный стиль, наичистейший геймплей, от которого ничто не отвлекает.
Не так давно,в тексте про What Remains of Edith Finch я говорил, что видеоигры такую структуру переросли, что геймплей не обязательно должен быть на первом месте — его может вообще не быть. И от своих слов я не откажусь, но только до тех пор, пока есть на свете и такие игры, как PUBG. Такие, в которых ты сам можешь надумать любую фабулу и просто получать удовольствие от игрового процесса. Потому что всегда должен оставаться выбор.
Однако есть момент — составляющие успеха PUBG прекрасно видны, их запросто можно заимствовать, развивать или повторять, но на качественно новом уровне. Успех Fortnite Battle Royale это доказывает. Играя в Playerunknownʼs Battlegrounds сложно отделаться от мыслей в духе «А что, если бы эту игру сделала другая компания — с большим опытом и деньгами?». Несмотря на все успехи и дикую популярность, PUBG до сих пор ощущается как инди-игра из раннего доступа. Хорошая, но все же… Сейчас у игры все прекрасно, но сможет ли PUBG и дальше оставаться лидером жанра? Будем следить.