Советский кинематограф умел достучаться до души каждого зрителя. При этом сюжеты часто вовсе не были замысловатыми. Тем не менее раз за разом они покоряли аудиторию. Один из таких фильмов - «Последний дюйм», снятый на киностудии Ленфильм в 1959 году режиссёрами Никитой Курихиным и Теодором Вульфовичем.
Пожилой летчик Бен Энсли, нуждающийся в средствах, соглашается для телевидения сделать опасные подводные съемки. Вместе с 12-летним сыном Дэви он летит на легком спортивном самолете в Акулью бухту. В результате несчастного случая Бен не может управлять самолетом, помощи ждать неоткуда, и только Дэви может их спасти.
Таково содержание кинокартины. Смотря ее в очередной раз приходишь к пониманию того, что кинематограф — искусство, способное отразить жизнь во всей ее широте и многообразии.
На экране могут быть показаны грандиозные панорамы, массовые сцены. Но у кинематографа есть способность не меньшая, а скорее большая — это сила пристального взгляда вглубь. Тогда, говоря о капитализме, не обязательно показывать небоскребы и трущобы, демонстрации безработных и строительство ракетодромов. Плацдармом боя становится человеческая душа. В ней отражается большой социальный мир.
Фильм человечен в самом хорошем смысле этого слова. Жизненный случай исследован с тем пристальным вниманием к подробностям духовного мира человека, которое является основным достоинством режиссерской работы.
Очень хорош школьник Слава Муратов, играющий Деви. Он по-детски шаловлив в начале и мужествен в конце. Отлично выражена его любовь к отцу, тоска по ласковому слову. Убедительно представлены его игры, мечты, напряжение сил в момент полета. Режиссеры смогли проследить сложность отношения мальчика к отцу, гордость и обиду за него. Процесс мужания, закалки характера — все это выражено на экране правдиво и сильно. Удачен и Бен — артист Н. Крюков.
Пластические образы фильма интересны. Режиссеры и оператор С. Рубашкин сумели показать тишину пустыни, одиночество человека в песках. Каждая часть сурового и простого пейзажа становится не фоном действия, а его средой. Море меняет ритм движения, меняет цвет вместе с действием. Светлые вначале краски голубизны затем темнеют, становятся грозными. Грохочут, катятся волны, зловещая воронка закипает красными струями — под водой происходит борьба Бена с акулами, борьба за жизнь.
Оператор отлично снял бухту: раскаленный песок, черные ямки следов, подчеркивающие пустоту. А пустота здесь не только картинный образ, она показывает опасность работы втайне, в одиночку: если гибель, то крик о помощи исчезает в тишине, и следы заносит песок.
Пустота и тишина кругом. Она и на поверхности мертвой земли и в глуби моря, куда человек ныряет с киноаппаратом на груди и ножом в руке; там странный мир водорослей, фантастических, призрачных медуз и рыб, проносящихся стайками.
Композитору М. Вайнбергу пришла отличная мысль использовать для подводных сцен электронные инструменты. У виброфонов особое звучание, не схожее с привычными тембрами оркестра. Эта странность звуков усиливает образ подводного мира, где на секунду успокаивается Бен, потому что там нет безработицы, кризиса, поисков работы. Там только — зубы акулы, схожие с лезвиями бритв.
Фильм Т. Вульфовича и Н. Курихина не только удачный, но и оригинальный. Не следует бояться этого слова, не имеющего отношения к «оригинальничанию». Успех работы в серьезности мыслей и своеобразии художественного выражения.
«Последний дюйм» — фильм о мужественных и благородных людях, которые должны победить, должны преодолеть человеческое отчаяние.