Найти тему

Слепота невнимания

Феномен слепоты невнимания, как это было названо психологами Маком и Роком (1998), изучается учеными на протяжении нескольких десятилетий. Слепота по невнимательности связана с другими явлениями, такими как "моргание внимания" (неспособность обнаружить вторую заметную цель, следующую за первой) и "слепота невнимания" (неспособность нашей зрительной системы обнаружить изменения чего-то, что смотрит нам прямо в лицо); все они пронизаны аналогичными принципами, хотя изменение слепоты также связано с памятью. Для устранения нарушения зрения неврологи используют различные методы; они могут вставлять пустой экран или использовать "мерцание", "мигание" или диверсанты типа "грязевых брызг". Различные инструменты могут реализовать нарушения, включая стереоскопы, визуальную маскировку и дихоптические методы. С использованием динамических зрительных дисплеев в 1970-е и 1980-е годы была проведена серия исследований слепоты по невнимательности, в ходе которых наблюдателям было предложено доложить о поставленной задаче. В результате выполнения задания зрители часто не замечали инсценированных событий, в результате чего неврологи пришли к выводу, что люди помнят только те объекты, на которые направленно их сфокусированное внимание.

Другие факторы играют роль в слепоте невнимания; культурная предвзятость в отношении того, что замечено, сама по себе является целой областью, подлежащей расширенному изучению, так же как и предвластные процессы. Повторяющиеся испытания, как представляется, оказывают влияние на восприятие. Ученые в области зрения Малжкович и Накаяма (1994) сообщили, что в поисках однотонной цели, когда уникальная особенность меняется случайным образом от испытания к испытанию, развертывание фокусного зрительного внимания происходит быстрее, когда особенность цели такая же, как и в прошлых испытаниях, чем когда она отличается, феномен, называемый грунтовкой поп-выхода. (Обратите внимание, что термин, в том виде, в котором используется здесь, отличается от его использования в широко распространенных всплывающих объявлений в Интернете. ). Производительность также повышалась, когда мишень занимала одно и то же пространственное положение на последовательных испытаниях. Однако психологи Трейзман и Дишеппер обнаружили, что игнорирование отвлекающего фактора на одном испытании облегчает игнорирование того же пункта на последующих испытаниях. Слепота невнимания была исследована Нейссером и Бекленом (1975), Маком и Роком (1998), а также исследована психологами Саймонсом и Чабрисом (1999) и другими. В хорошо известном исследовании последнего "Гориллы в нашем окружении: устойчивая слепота невнимания для динамических событий" наблюдателям была показана последовательность фильмов сложной баскетбольной сцены, которые были направлены на подсчет количества обменов мячами, сделанных в игре с мячом. Во время просмотра фильма мало кто из зрителей заметил, что по сцене проходил актер в костюме гориллы. Основываясь на своих результатах, Саймонс и Шабрис предположили, что вероятность заметить неожиданный объект зависит от сходства этого объекта с другими объектами на экране и от сложности задачи мониторинга грунтовки.

Для изучения невнимательности в контексте художественной выставки художник К. Леви использовал анимацию, которая стала результатом его сотрудничества с Майклом Э. Голдбергом, директором Центра Махоуни по изучению мозга и поведения, Колумбийский университет, Нью-Йорк. Это исследование включало в себя два компонента: наблюдение за тем, могут ли зрители, наблюдающие за анимацией в галерее, отвлечься от того, чтобы заметить исчезновение украденных музейных предметов старины (мишеней) с помощью наложенных мигающих изображений карточной игры (отвлекающих факторов), а затем наблюдение за тем, может ли повторение изображенных мишеней по всей галерейной инсталляции способствовать "переключению внимания", позволяющему зрителям увидеть мишени, изначально не отмеченные в анимации, при повторном ее просмотре. Аргументация состояла в том, что неформальное "обучение", происходящее посредством контекстной подсказки, может привести к тому, что зрители узнают пропущенные цели.

Леви, как художника особенно заинтересовала граница между нормальностью и патологией. Частью мотивации было проверить из первых рук, способно ли воплощенное знание образов, эмоций и социального контекста, глубоко укоренившееся в художественных практиках, дополнить неврологическое понимание внимания и его расстройств. Частично спор о диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) связан с определением того, попадают ли симптомы СДВГ, такие как отвлечение внимания, в пределы нормального восприятия. Построение инсталляции и совместная анимация позволили участникам испытать на себе действие системы ослабления внимания.

Во всех трех местах проведения эксперимента было замечено в общей сложности 82 человека, преимущественно из области искусств. Более половины участников были женщины; все они были взрослыми. В целом, 32 из этих 82 (39%) заметили "мишени" после первоначального просмотра анимации. Из 50 человек, не обративших на них внимание сразу, 32 (64%) сделали это после того, как увидели дополнительные визуальные подсказки.