Найти в Дзене

Валентин Петрович Глушко — инженер, опередивший время

Празднуя международный День авиации и космонавтики, мы вспоминаем героев, которые сделали нашу страну великой космической державой. Многие знают выдающихся советских космонавтов – их подвиги описаны в множестве книг, статей. В последнее время вышло несколько хороших отечественных фильмов на космическую тематику. Однако сегодня хотелось бы вспомнить человека, который своим умом и талантом сделал этот научный рывок возможным. Самые главные и самые знаменитые ракеты Советского Союза появились на свет благодаря этому гениальному ученому-конструктору, имя которого по праву стоит в ряду героев космонавтики. Это академик Валентин Петрович Глушко, создавший десятки моделей мощнейших реактивных двигателей. Родился будущий ученый в Одессе 2 сентября 1908 года, а в 1924-м окончил профессионально-техническую школу «Металл» имени Троцкого. Поразительно, но в пятнадцать лет он уже состоял в оживлённой, длившейся восемь лет, переписке с самим Циолковским, который высылал мальчику все свои новые труды

Празднуя международный День авиации и космонавтики, мы вспоминаем героев, которые сделали нашу страну великой космической державой. Многие знают выдающихся советских космонавтов – их подвиги описаны в множестве книг, статей. В последнее время вышло несколько хороших отечественных фильмов на космическую тематику. Однако сегодня хотелось бы вспомнить человека, который своим умом и талантом сделал этот научный рывок возможным. Самые главные и самые знаменитые ракеты Советского Союза появились на свет благодаря этому гениальному ученому-конструктору, имя которого по праву стоит в ряду героев космонавтики. Это академик Валентин Петрович Глушко, создавший десятки моделей мощнейших реактивных двигателей.

Родился будущий ученый в Одессе 2 сентября 1908 года, а в 1924-м окончил профессионально-техническую школу «Металл» имени Троцкого. Поразительно, но в пятнадцать лет он уже состоял в оживлённой, длившейся восемь лет, переписке с самим Циолковским, который высылал мальчику все свои новые труды. Этот гениальный юноша ещё до своего совершеннолетия публиковал статьи об освоении космоса и увлечённо писал книгу о проблемах эксплуатации планет. И это в двадцатые годы двадцатого века, когда основная часть населения и самолётов «вживую» не видела! В неполные 16 лет, в марте 1924 г., в письме к Циолковскому он признаётся, что «… межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела». Верность этому обещанию Глушко сохранил на всю жизнь, до последнего дня. И в годы суровых испытаний, и в дни звёздных успехов, он всегда оставался преданным одному, выбранному им однажды делу – созданию ракетной техники. Жизненный путь Валентина Глушко прекрасно характеризует емкая фраза Константина Циолковского: «Сначала неизбежно идут фантазия и сказка. За ними шествует научный расчёт и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Свой путь в ракетную технику Глушко начал с разработки в 1929 г. в ЛГУ дипломного проекта на тему «Гелиоракетоплан с электротермическим двигателем». Этот проект стал для В.П. Глушко путёвкой в ленинградскую Газодинамическую лабораторию. Глушко приступил к проведению научно-исследовательских работ по созданию будущих опытных ракетных моторов. Начиная с 1933 года, жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, как прототип современных ракет. В 1932 году в Ленинграде состоялась историческая встреча Валентина Глушко и Сергея Королёва. Они в течение 33-х лет вместе работали в отечественной ракетно-космической отрасли. Линии их совместной производственной деятельности и конструкторской мысли часто совпадали, причудливо и тесно переплетаясь, иногда шли параллельно, а бывало, временно прерывались по независящим от их желаний причинам.

Валентин Петрович Глушко
Валентин Петрович Глушко

В ХХ веке сложность решаемых научно-технических задач стала не под силу учёным-одиночкам. Им на смену пришли многочисленные творческие коллективы, возглавляемые учёными-лидерами. В СССР появляется множество ОКБ во главе с генеральными конструкторами, являющимся талантливыми генераторами новых научных идей и конструкторских решений, и в то же время умелыми администраторами, способными отстаивать своё видение прогресса в избранном научном направлении. С 1946 года Глушко назначается главным конструктором ОКБ-456 в подмосковных Химках (сейчас НПО «Энергомаш» — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей). Здесь под его руководством создаются двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5. Известно, что у Глушко было четыре продолжительные личные встречи со Сталиным, где обсуждалось отечественное ракетостроение. По результатам одной из этих встреч, Валентин Петрович был отправлен в полуторагодовую командировку в Германию для изучения фашистской программы постройки ракет.
В 1953 году Глушко избирают в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присваивает ему докторскую степень.

-3

Первые серьезные результаты приходят в 1954–1957 годах. Коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107, которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7, сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую «королевскую семерку». Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета — 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом — мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го, по сути, окончательно поставив точку в вопросах безнаказанного силового воздействия на СССР со стороны любых стран-агрессоров.
На базе Р-7 было создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый «Восток», на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился первый космонавт Земли. Провожая в полет Юрия Гагарина, Валентин Петрович Глушко чувствовал себя новым Колумбом, прорубившим окно во Вселенную, потому что легендарный «Восток» поднимали в космос его двигатели. Модификации этой ракеты используются до сих пор.

-4

В 1976 году СССР начинает работу над созданием космического челнока «Буран», как ответа на запуски американских многоразовых кораблей «Спэйс Шаттл». Отечественная многоразовая система «Энергия — Буран» создавалась под непосредственным руководством Валентина Глушко и по его проекту: именно он настоял на конечном облике сверхтяжелой ракеты и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Выводить «Буран» в космос должна была, до сих пор никем не превзойденная по мощности из летавших, ракета-носитель «Энергия». Первый запуск «Бурана» прошел в ноябре 1988 года в полностью автоматическом режиме. Это был поистине безупречный аппарат! Этот успех стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона — доктор Джон Логсдон — в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того, чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет». Джон Логсдон ошибся. И по сей день у наших геополитических «союзников» нет и не предвидится сопоставимых по мощности и спектру выполняемых задач аппаратов.

Валентин Петрович Глушко скончался 10 января 1989 года. Незадолго до смерти он попросил, чтобы его тело кремировали, а пепел, если представится возможность, отправили в космос на Марс или Венеру. Тогдашнее руководство СССР расценило это как шутку — урну с прахом великого конструктора захоронили на Новодевичьем кладбище. На гранитном надгробии изображено последнее великое творение советской космонавтики: извергающая огненные факелы ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».


Владимир Петрович успел сделать многое, о чем мечтал, и всегда был благодарен судьбе за то, что она подсказала ему верный путь. «Счастлив тот, — писал он, — кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления. Дважды счастлив, кто нашел призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье».