Найти в себе силы и талант остаться на плаву после 60-ти, не уйти на покой в статусе легенды, а продолжать выдавать успешные роли, не замыкаясь в амплуа ворчливого старика, требует особого стержня, который, вне сомнения, имеется у сегодняшнего юбиляра – Аль Пачино.
Первым значимым проектом начала века для Пачино стала роль опытного детектива полиции в триллере «Бессонница», сталкивающегося в ледяном пространстве Аляски с асоциальным маньяком в исполнении Робина Уильямса. Кристофер Нолан снял напряженный фильм, выстроенный на химии, созданной маститым дуэтом, и не прогадал. Игра Пачино добавляет образу Уилла Дормера необходимой многослойности и так знакомой поклонникам надрывности.
«Симона» — современное переложение древнегреческого мифа о Пигмалионе и Галатее. За последние двадцать лет фильм не только не устарел, но стал еще актуальнее. Его можно охарактеризовать как сатиру, где акцент смещен с создателя — Пигмалиона, и его творения – Галатеи, на безумную толпу, превращающую любимое в обожаемое, а обожаемое — в болезненный фетиш, не заботясь об истинности собственных взглядов и ценностей.
В 2003 выходит «Рекрут» – шпионский триллер с существенным козырем, на котором держится весь фильм: успешным дуэтом Аль Пачино — на этот раз с молодым Колином Фарреллом. Более возрастной коллега, создал невероятно тягучее, раскаленное напряжение между молодым рекрутом ЦРУ (в исполнении Фаррелла) и наставником, скрывающим тайну исчезнувшего отца.
Почти одновременно выходит экранизация бродвейской пьесы «Ангелы в Америке» — Аль Пачино получил и «Эмми», и «Золотой глобус», сыграв одну из самых противоречивых фигур в истории США второй половины ХХ века – Роя Кона, консервативного юриста, получившего известность в антикоммунистической и антигомосексуальной «охоте на ведьм» и умершего при этом от СПИДа. Такой материал, конечно же, послужил для Аль Пачино субстратом, на котором развернулась харизматичная натура.
Еще год, и в 2004 наш юбиляр возвращается к классическому материалу и снимается в роли Шейлока – еврея, ростовщика из экранизации произведения У. Шекспира «Венецианский купец». Аль Пачино находит в этом материале глубокую трагедию представителя гонимого народа. Экспозиция в фильме показывает Шейлока не злобным жидом, но чадолюбивым представителем уставшего от всеобщего презрения меньшинства. Сцена, где в свойственной горячей, преисполненной эмоциями манере герой Аль Пачино объясняет природу мстительности, лишенной всякого сострадания, является одной из самых проникновенных и сильных в фильме, заставляющей вспомнить тот магнетизм, которым прославился актер, и начать сопереживать его персонажу.
Проекты для широкого проката, выходившие в течение остатка нулевых, получили либо смешанные, либо негативные отзывы. Единственной относительной удачей этого периода называют роль Вилли Бэнка – подлеца, владельца казино и, по совместительству, антагониста в завершающем фильме трилогии Стивена Содерберга о друзьях Оушена.
Но в 2010-м Аль возвращается на телевидение, чтобы получить вторую «Эмми» и пятый «Золотой глобус», снявшись в роли Джека Кеворкяна, известного также как «Доктор смерть» в фильме — «Вы не знаете Джека». И хотя тема фильма дискуссионная (эвтаназия), да и к режиссуре есть вопросы– к работе Аль Пачино претензий никаких нет. Лучше всего о ней выразился знаменитый сценарист Пол Шрэдер: «Если вы смотрели фильм Левинсона о Кеворкяне, то видели, возможно, лучшую актерскую игру года. Аль Пачино бесподобен».
В конце 2010-х выходит сразу два примечательных проекта. Первый — «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Марвин Шварц — агент главного героя, сыгранного Леонардо ДиКаприо, — представляет собой собирательный образ хваткого продюсера, одного из ключевых звеньев «Фабрики чудес», и кому, как не Пачино, знать, как важна эта роль в съемочном процессе. Так что в этой эпизодической роли ему было что показать.
Второй важный проект – «Ирландец» Мартина Скорсезе. Номинация на «Оскар» за роль второго плана – не дань уважения к старику. В этом фильме он действительно оседлал «свой» материал. Хоффа был пассионарием, вспыльчивым, амбициозным трудоголиком (никого не напоминает?), и актерская игра Пачино наряду с работой коллег по фильму является чуть ли не главным поводом запастись терпением и потратить три с небольшим часа на просмотр этой картины.
Сегодня мастера сериале под названием «Охотники». Пачино играет харизматичного богача Мейера Оффермана, по совместительству охотника за беглыми нацистами, собирающего команду мстителей. Если пришлись по душе «Бесславные ублюдки» уже упомянутого Тарантино, то и «Охотники» зайдут. Фильм преисполнен гротеска, абсурда и насилия, что для нашего героя не ново, да и место действия комфортное для него — 70-е.
Прочитав эту статью, вы можете почувствовать непреодолимое желание сравнить приведенные здесь работы с ролями Аль Пачино прошлого века. Наверное, главный подарок, который можно преподнести почетному юбиляру – не делать этого. Аль Пачино по-прежнему частенько становится магнетическим центром картины, актером, за которым приятно и интересно наблюдать зрителям. А что касается отсутствия ярких образов – на то найдутся веские причины: объективный возраст, упомянутое состояние индустрии ну и конечно рождение пары замечательных близнецов как раз в 2001 году после которого, он все чаще заявляет в своих интервью: «Рождение детей — это лучшее, что случилось со мной в жизни».
Но как известно, недавно начата работа над долгожданной экранизацией «Короля Лира», а Аль Пачино исполнит главную роль. Лир – роль традиционно изнуряющая, сложная и требующая недюжинного опыта как профессионального, так и личного. В ответ она дает возможность реализовать весь порох, который остался в запале, и нет никаких сомнений, что у Аль Пачино и в 80 лет его предостаточно.