В настоящее время все большую популярность приобретают технологии дополненной реальности(VR), которые за последнее десятилетие претерпели значительные улучшения. Их доступность привела к огромному интересу к использованию этих инструментов в различных областях исследований, особенно в неврологии.
Погружение в виртуальную реальность (VR) предлагает цифровое воспроизведение реальных сред, в то время как дополненная реальность (AR), обеспечивают дополнительную информацию или большую интерактивность с окружающей средой. Оба имеют большой потенциал в изменении ландшафта нейронауки исследований. Сложная динамика человеческого мозга требует все более сложных инструментов для содействия пониманию его функций. В постоянном взаимном обмене, неврология обеспечивает понимание того, как использование технологий АР/ВР может влиять на мозг, в то же время ВР и АР предоставляют неврологии новые способы проверки теорий и концепций, связанных со сложными когнитивными и воспринимающими явлениями. С использованием технологий VR/AR разрыв между "реальным" и опосредованным опытом становится все меньше и меньше, тем самым повышая экологическую обоснованность экспериментальных парадигм.
Совместимость этих инструментов с технологиями визуализации позволяет исследователям точно представлять и контролировать мультимодальные стимулы с высокой степенью валидности, тестировать сценарии, которые трудно воссоздать с помощью обычных методов исследования, а также одновременно регистрировать и отслеживать изменения в мозге и поведенческой деятельности. Технологии показали свои возможности в оценке и лечении различных психологических расстройств, таких как тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и расстройства пищевого поведения.
Сегодня они также сталкиваются с проблемой диагностики и когнитивной подготовки различных психических и неврологических заболеваний, включая синдром дефицита внимания/гиперактивности, психоз, аутизм или травматическую травму головного мозга, что позволяет проводить исследования, выходящие за рамки традиционных подходов. Приложения VR/AR могут обеспечить уникальную среду, в которой испытуемые могут чувствовать себя непосредственно вовлеченными, исследовать, не опасаясь опасных последствий, повышая мотивацию через увлекательный опыт.
Лечение может быть настроено для каждого пациента и, например, контролируется, чтобы проверить способность выполнять определенные задачи с течением времени. В поведенческих исследованиях использование инструментов иммерсивной реальности позволяет исследователям мыслить нестандартно и рассматривать старые проблемы по-новому. В последние годы внимание также было сосредоточено на социальных явлениях и моральном поведении или на изучении, оценке и реабилитации правонарушителей, что является одной из самых сложных областей в исследованиях в области психического здоровья.
Все преимущества использования этих инструментов пока еще не известны и не используются. Таким образом, науки о мозге открывают новые горизонты для когнитивных наук и новые практические возможности, а также подвержены важным этическим последствиям, которые также должны быть обсуждены. Вопрос о том, как технологические инновации меняют нейронаучные исследования, должен изучаться изо дня в день. Исследователи в области психологии, нейронауки, медицины и поведенческих наук должны иметь представление об эволюции и изменениях в использовании технологий АР/АР в исследовательских целях. Мы считаем интересным проанализировать, какие вопросы, какие решения принимаются и с какими проблемами сталкиваются ученые в этой области, с целью предоставления ценного источника информации для будущих исследований и разработок.
Сегодня мы видим, что экспериментальные работы в лабораториях и использование VR в практической плоскости, во время реальных сеансов, идут рука об руку. Темпы проникновения технологий (в основном силами отдельных стартапов) несколько опережают эмпирические исследования, эмпирических данных в целом совсем недостаточно. На Западе распространение VR-технологий в психотерапии сильно подпитывается госзаказами. В сообществе специалистов по научным основам психотерапии известно, что правительства ряда стран приобретают лицензии в том числе у Bravemind — они хотят использовать образы и программное обеспечение, они готовы закупать VR-оборудование. Безусловно, до того, как подобные технологии дойдут от VR-комнат в узкоспециализированных лабораториях, в том числе при научных организациях, до мобильного VR, еще очень далеко.
Спасибо за внимание!