Найти тему
Japaneseprints

Самураи, гейши ... и баскетбол?

Эндрю Арчер. 2019 г. "Сёгун" Кевин Гарнетт.
Эндрю Арчер. 2019 г. "Сёгун" Кевин Гарнетт.
Утагава Куниёси. 1844 г. Призрак-скелет в руинах дворца Тайра-но Масакадо.
Утагава Куниёси. 1844 г. Призрак-скелет в руинах дворца Тайра-но Масакадо.

Австралийский художник Эндрю Арчер является большим поклонником японских гравюр укиё-э и, одновременно, ярым фанатом баскетбола. Именно такие разнообразные интересы автора и послужили поводом для создания столь необычного проекта под названием "Edo Ball". В рамках него уже вышло несколько десятков оригинальных работ, посвящённых баскетболу и отдельным игрокам, изданных в яркой и узнаваемой стилистике японской гравюры.

И пускай перед нами уже не оттиски со старинных деревянных блоков, а высококачественные цифровые отпечатки по технологии "жикле", всё же образы японской гравюры прослеживаются здесь очень чётко и последовательно: повсюду мы видим отсылки к классическим работам знаменитых художников укиё-э - Куниёси, Хокусая, Кунисады и других.

Взрывной Шакил О'Нил с поясом борца сумо
Взрывной Шакил О'Нил с поясом борца сумо
И один из возможных "первоисточников" - гравюра Утагава Куниёси с изображением эффектного взрыва
И один из возможных "первоисточников" - гравюра Утагава Куниёси с изображением эффектного взрыва

Находить такие "пасхальные яйца" в каждой из работ художника - очень интересное и увлекательное занятие.

Странное одеяние игрока "Волков Миннесоты" Карла-Энтони Таунса оказывается комбинацией сразу из двух неожиданных образов:

-5

Шапка из волчьей шкуры - отсюда:

Гравюра Утагава Кунисада с изображением актёра кабуки
Гравюра Утагава Кунисада с изображением актёра кабуки

А чёрно-белый узор "ёлочкой" - не что иное, как отличительный знак одежды легендарных 47 ронинов ("горный" узор ямамити):

Утагава Куниёси. Серия "Жизнеописание преданных вассалов", посвящённая подвигу 47 ронинов
Утагава Куниёси. Серия "Жизнеописание преданных вассалов", посвящённая подвигу 47 ронинов

Вот как пишет об источниках своего вдохновения сам Эндрю Арчер:

"Эдо", прежнее название современного Токио, и ” мяч" - составляющие названия, которое я выбрал, чтобы показать две мои страсти - японское искусство и баскетбол. Эта коллекция работ представляет собой плавильный котел культуры и людей, Востока и Запада, представленных через мои произведения. Каждое из них имеет свою историю и черпает вдохновение из японской мифологии, прозвищ игроков и баскетбольной культуры и знаний...

... Я родился в Окленде, Новая Зеландия, и вырос, играя в баскетбол на местных площадках. Каждый раз, когда мы играли на улице, я оглядывался и видел, как много непохожих людей играет в баскетбол. Мы все были из разных религий, стран и часто говорили на разных языках, но всегда собирались вместе из любви к игре. Я переехал в Азию и нечего не поменялось. Я играл в баскетбол повсюду: на крышах домов в Гонконге, под мостами в Бангкоке и на разбитых площадках в глуши Камбоджи. Часто я не мог сказать ни слова на местном языке, но люди всегда приветствовали вас в игре. Это было как семья, куда бы ты ни пошел.

Эта серия - моя дань уважения Игре".

Ну а мы идём дальше.

Здесь у нас роковая красавица, странным образом напоминающая о ком-то очень знакомом - красная форма "Чикаго Буллс", кроссовки известно какой фирмы и невероятные способности Его Воздушества...

-8

И чем-то очень похожа на неё вот эта гравюра:

Красавица от Цукиока Ёситоси, из серии "Сто видов луны"
Красавица от Цукиока Ёситоси, из серии "Сто видов луны"

Следующая работа явно навеяна образами, наверное, самой скандальной работы Кацусики Хокусая - "Сон жены рыбака" (найти её в сети совсем не трудно):

-10

А здесь только ленивый не узнает отсылку к легендарной "Большой волне" того же Хокусая:

"Братья Сплэш" из "Голдэн Стэйт"
"Братья Сплэш" из "Голдэн Стэйт"
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. Серия "36 видов Фудзи"
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. Серия "36 видов Фудзи"

Многие работы Эндрю Арчера посвящены известным игрокам, которые уже завершили свою профессиональную карьеру. Один из таких игроков - легендарный центровой НБА Дикембе Мутомбо.

Здесь он предстаёт в образе "горы Мутомбо", запорошенной снегом (благо немалый рост - 218 см - позволяет))

Вдалеке - хорошо узнаваемый силуэт горы Фудзи
Вдалеке - хорошо узнаваемый силуэт горы Фудзи

И при желании можно снова найти источники вдохновения в пейзажных гравюрах из серии Хокусая "36 видов Фудзи":

Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобугава.
Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобугава.
Озеро в Хаконэ в провинции Сосю
Озеро в Хаконэ в провинции Сосю

Финальная в этой заметке работа - с растущим бамбуковым лесом - по задумке Эндрю Арчера символизирует летнюю подготовку игроков к новому баскетбольному сезону НБА, который стартует каждую осень.

-16

Такое вот неожиданное и эффектное прочтение гравюрной классики!

Укиё-э - искусство японской гравюры, создававшейся с использованием деревянных печатных блоков методом ксилографии. Оно получило большую популярность в Японии в XVII-XIX веках, особенно в столичном Эдо (прежнее название Токио).

Основными темами произведений укиё-э были изображения красавиц "весёлых" кварталов, театра кабуки, легендарных воинов и пейзажей.

Во второй половине XIX века японские гравюры попали в Европу, где произвели огромный фурор. Эстетика и приёмы укиё-э оказали большое влияние на творчество таких художников как Клод Моне, Эдгар Дега, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Джеймс Уистлер и многих других.

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк и оставляйте комментарии!
Чтобы чаще видеть в ленте мои публикации, посвящённые японским гравюрам и их влиянию на современное искусство, подписывайтесь на канал "Japaneseprints".