«Кукушкой» в Грузии называют узкоколейную железную дорогу, которая соединяет Боржоми и Бакуриани. Боржоми – город-курорт на юго-западе Грузии.
Бакуриани – небольшой городок в муниципалитете Боржоми, расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря, на северном склоне Триалетского хребта.
В XIX веке русские аристократы любили приезжать сюда на отдых. Их привлекали чистый горный воздух, минеральные источники и живописная панорама окрестностей.
Добраться до Бакуриани было не так просто. Для подвоза отдыхающих на высокогорные курорты было решено построить узкоколейную железную дорогу Боржоми - Бакуриани.
Дорогу предстояло строить в местности со сложным горным рельефом. Перепад высот между Боржоми и Бакуриани составляет 1200 метров. На участке Боржоми - Цагвери железная дорога идет вдоль горной реки. Участок Цагвери - Либани - это непрерывно петляющий серпантин, поднимающийся по горным склонам. Либани - Бакуриани - сравнительно несложный участок, проходящий по лесному массиву.
Строительство дороги было начато осенью 1898 года. В октябре 1901 года было открыто временное движение, а с января 1902 года дорога введена в постоянную эксплуатацию.
Для движения по высокогорным районам, в Англии заказали 2 паровоза системы «Портер». К паровозу присоединялись вагоны открытого типа, которые были огорожены только перилами. Такие небольшие поезда обычно называют «кукушками» из-за размеров и своеобразного посвистывания паровоза. Вот и дорогу местные жители называют «кукушкой».
Позже были построены депо и станции, на некоторых из них указан год постройки.
Для прохода через реку Цемистскали требовалось построить мост. Этот необычный мост был создан великим инженером. Организацией строительства занимался Великий князь Михаил Романов. Он заказал разработку проекта и производство элементов моста французскому мостостроителю Густаву Эйфелю, автору знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Установку моста выполнил Бесарион Кебурия.
А мост до сих пор называют Эйфелевым мостом.
В 1967 году узкоколейку электрифицировали, паровозы заменили электровозами, которые по-прежнему называют «кукушками». Один из паровозов установлен на постамент на станции «Боржоми-Товарная». Его видно из окон проходящего поезда.
Транспортное значение узкоколейки невелико. В большинство поселков, через которые она проходит, можно добраться по асфальтированной автодороге. Но администрация Боржомского района и Грузинская железная дорога (ГЖД) считают важным сохранение дороги как уникального исторического и инженерного памятника. Локомотивы и вагоны реставрируют, сохраняя их первоначальный внешний вид.
Старейшая железнодорожная ветка Грузии привлекает множество туристов. Уникальные пейзажи – главная причина, ради которой путешественники пользуются «кукушкой».
Доехать из Боржоми в Бакуриани на автомобиле можно минут за 30, а поезд проходит 38-километровый участок за 2 часа 20 минут, поднимаясь на 1200 метров и останавливаясь на 11 станциях.
Ну и, конечно же, главный интерес туристов вызывает Эйфелев мост.
Узкоколейка «Кукушка» является символом всего Боржомского ущелья. В ГЖД считают, что узкоколейной железной дороге Боржоми-Бакуриани предоставят статус памятника национального культурного наследия Грузии.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если узнали что-то новое, удивились, развеселились, или, может быть, начали мечтать о новых поездках.