Найти тему

У ребенка нет друзей, помочь могут родители: 4 совета психолога, которые мне помогли "настроить дочку на дружбу"

Оглавление

У моей старшей дочери не было друзей до 2 класса

Примерно через полгода после того, как старшая дочка пошла в детский сад, я всерьез задумалась над тем, что у Катюшки сложно получается найти общий язык с окружающими детками.

Мы очень часто болели, и Катерина две недели ходила в сад, а потом почти столько же мы с ней сидели дома на больничном. Тоже самое продолжалось некоторое время и в школе.

Получалось так, что дочка, вроде бы, только начинала с кем-то общаться поближе, а потом за недели отсутствия по болезни тот ребенок успевал переключиться на кого-то другого.

Катя не предпринимала попыток наладить снова отношения с бывшей подружкой. Наоборот она начинала обижаться на этих девочек, говоря, что они неверные в дружбе.

Что посоветовал мне психолог и как мы с дочкой преодолели эту проблему

Совет 1: научить ребенка зрительному контакту

Иногда бывает сложно заглянуть в глаза окружающим. Первое, что посоветовала мне психолог, - это проверить смотрит ли мне в глаза Катя, когда со мной разговаривает.

Если выясняется, что нет, этому нужно учить. "Катюш, посмотри на меня", "дочка смотри мне в глаза", "я не вижу твоих глаз, мое сокровище" - эти фразы мне помогли научить ребенка смотреть прямо в глаза собеседнику.

Это непросто, но выполнимо. Я заметила, что общаться Екатерина сразу стала увереннее. По мнению психолога, это первый кирпичик в освоении "позитивной коммуникации". И я с ней согласна.

Совет 2: научить ребенка фразам, которые могут ей понадобиться в разных социальных ситуациях

Вроде бы все просто, сказал "привет" и потекло общение. Но как оказалось, у детей не все так просто. Предложила дочке поиграть в игру от психолога.

Нужно было представить себе, что мы с Катей не знакомы, встретились на улице. Дочка должна была узнать у меня, как, к примеру, пройти в библиотеку. Таких ситуаций мы напридумывали множество.

Так совпало, что в период наших с дочкой занятий мы познакомились во дворе с девочкой помладше на два года. И "симулятор общения" превратился в реальную коммуникацию.

Мы с дочкой дома сначала договаривались, о чем она сегодня будет говорить с маленькой новой знакомой, а потом дочь реализовывала это на практике.

Дома мы анализировали, что получилось в общении, а что нет. Так Катя постепенно становилась все более и более интересным собеседником. Теперь это нам очень помогает в школе. Речь дочки неплохо развита.

Эти первые два совета можно назвать "докоммуникативными", направленными на развитие самого ребенка и его способностей общаться. Дальше мы воплощали собственного коммуникативные советы.
https://text.ru/spelling/5ea5797e2761b
https://text.ru/spelling/5ea5797e2761b

Совет 3. Научить ребенка видеть в людях хорошее и говорить им об этом

Моей дочери этот совет сначала не понравился. Первые два она выполняла с интересом, а этот приняла в штыки. Говорит: "За что хвалить-то их? Они же плохие друзья?"

Это она про своих бывших "садиковских и школьных подружек". Очень обиделась на них.

Но когда однажды Катя попробовала говорить окружающим детям хорошее, она поняла, как это работает. Ведь каждому приятно доброе слово, потом мы тянемся туда, где к нам настроены позитивно. А дети в особенности.

Но это не значит, заглядывать в рот окружающим, тут тоже важно не переборщить.

Совет 4. Не нарушать личное пространство, выбирать друзей по интересам

Сейчас Кате уже 11 лет. У нее мало друзей. Всего одна хорошая подружка в классе и еще одна лучшая - из ее же школы. Лучшая подруга - это друг по интересам. Девчонки учатся в параллели, подружились еще в садике.

Обе ходят несколько лет на одни и те же кружки. А еще мы ежегодно летом ходим в поход только девочками - мамы и дочки. У девчонок много общего, несмотря на то, что они часто ссорятся.

Судя по моему ребенку, могу сказать, что одна проблема у нас все еще сохранилась. Дочь частенько нарушает личное пространство окружающих. Ей нравится обнимать окружающих и вообще подходить слишком близко.

В этом отношении с подружками они совпали. Те девочки тоже такие же, и поэтому не мешают друг другу. А вот с другими детьми к классе общаться бывает местами сложно. С этой особенностью я пока так ничего и не смогла сделать.

Дочка и сама о ней знает. Мы с ней об этом говорили. В принципе в какой-то степени это помогает отсечь ненужные контакты. Но с другой стороны, близкие люди и люди чужие - это разное расстояние в общении, дальше это точно будет мешать. Возможно, когда подрастет, сама поймет это.

Еще два замечания

Что еще хочу отметить? Лезть в отношения ребенка с другими детьми не стоит. Дочь сама нашла себе подруг. Я ей только немного помогла "настроиться" на дружбу, но за нее ничего не делала.

И напоследок хочу поделиться маленькой метафорой, которая также помогла мне кое-что понять в этой детской проблеме.

Представьте, Вы устроились на новую работу. Вы планируете подружиться с определенным человеком. Что Вы будете для этого делать?
Подойдете к незнакомцу и скажите давай дружить? Как на это отреагирует незнакомец? Решив эту задачу, я поняла, как помочь ребенку!