Досудебное урегулирование споров это не менее объемный и сложный вопрос, чем судебное разбирательство. Однако, к сожалению, мало кто пользуется данным инструментом, в основном формально, поскольку этого требует закон.
На самом деле он значительно облегчает и ускоряет процесс защиты прав. «Договориться можно обо всем!» так называется книга автора Кеннеди Гэвина, в которой подробно описано, как можно добиться успеха в переговорах. Но сейчас мы не об этой книге. И вправду, договориться можно обо всем, если хотя бы с одной стороны будет интерес в переговорах и профессионал в данном деле. На моей практике бывали случаи, когда доверитель утверждал, что другая сторона неадекватная, с ними невозможно договориться, он даже не хочет тратить на это время. После долгих убеждений доверителя о попытке начать переговоры, поскольку наша позиция во многом зависела от различных субъективных обстоятельств, множества косвенных доказательств, мы начинали переговоры. Уже первые переговоры приятно удивили моего доверителя. Другая сторона пошла на значительные уступки, полагаю, что в первую очередь благодаря тому, что мы выложили множество косвенных доказательств, как достоверные доказательства. Доверитель получил то, на что он рассчитывал, бонусом для него стали налаженные отношения с другой стороной.
Сложность досудебного урегулирования споров между физическими лицами заключается в том, что часто спорящие стороны ненавидят друг друга, когда к ним является представитель другой стороны, то они приходят еще в большую ярость. В этом случае представитель должен выполнить одну из основных задач – «потушить огонь», убедить другую сторону сесть за стол переговоров.
Второй основной задачей является убедить другую сторону принять позицию доверителя. Безусловно, позиция доверителя должна быть взвешенной, объективной, не нарушать права другой стороны и третьих лиц и т.д., в противном случае переговоры не приведут к ожидаемому результату. Помочь доверителю выбрать взвешенную позицию, это тоже одна из основных задач представителя.
Как правило, споры между юридическими лицами, физическим лицом и юридическими лицами, государственными органами урегулировать проще, чем между физическими лицами, поскольку бизнесмены знают свои цели, задачи, «правила игры», законодательство, свои права, права другой стороны и т.п., государственные органы (к сожалению далеко не все) зарегулированы законами, внутренними документами, работают по палочной системе, их деятельность направлена во благо населения страны и т.п., поэтому не в их интересах нарушать права гражданина, а если это произошло, готовы урегулировать спор в досудебном порядке.
Но в данных спорах также необходим представитель, чья основная роль будет заключаться в том, чтобы объяснить и доказать нарушение права доверителя.
Эти же задачи каждое лицо может выполнить самостоятельно, тем более что оплата опытного юриста по разрешению спора даже в досудебном порядке может обойтись в крупную сумму. Для выполнения этих задач необходимо:
· разобраться в своих правах, нарушены ли они;
· собрать доказательства нарушения прав;
· выявить лицо, которое их нарушило, найти его контакты, чтобы с ним связаться;
· суметь посадить его за стол переговоров;
· донести ему свою позицию, основываясь на законодательстве;
· предоставить соответствующие доказательства;
· убедить согласиться на своих условиях;
· документально закрепить договоренности;
· документально зафиксировать выполнение договоренностей;
и многое другое.