Найти тему
Roman Syhko

«Перезагрузка» между Трампом и Путиным? Шквал контактов указывает на закулисную дипломатию

Президент США Дональд Трамп (п) во время двусторонней встречи с президентом России Владимиром Путиным (л) на саммите «Группы двадцати» в Японии, 2019 год

Поделиться

Print

Президенты США и России Дональд Трамп и Владимир Путин поговорили по телефону 30 марта. Это был первый из пяти звонков между ними за следующие пять недель ‒ невиданный всплеск контактов за три с половиной года Трампа у власти.

Тот первый звонок был «великолепен», сказал Трамп журналистам. А Кремль заявил, что оба лидера выразили озабоченность из-за распространения коронавируса, а также обсудили «тесное сотрудничество».

А еще за тот же промежуток времени, по крайней мере трижды, беседовали руководители дипломатии двух стран. И в это же время в США пришел необычный груз гуманитарной помощи России, доставленный в связи с коронавирусной пандемией.

Поэтому для многих наблюдателей за действиями России этот шквал закулисных контактов между двумя странами стал четким признаком того, что что-то происходит.

«Консенсус о том, что противники»

Неужели Вашингтон и Москва после стольких лет вражды, чуть ли не самой острой со времен Холодной войны, готовы «перезагрузить» отношения?

О какой перезагрузке можно говорить, когда в обеих странах существует твердый консенсус, что мы ‒ противники?Дмитрий Суслов

«Это необычный объем контактов, но это также и необычные времена», ‒ говорит Дмитрий Суслов, профессор и эксперт по иностранным делам московской Высшей школы экономики.

По его словам, именно нынешние времена и объясняют в первую очередь такие интенсивные контакты Вашингтона и Москвы.

«Они ни в коем случае не могут привести ни к какой перезагрузке, ‒ говорит он. ‒ О какой перезагрузке можно говорить, когда в обеих странах существует твердый консенсус, что мы ‒ противники?»

Ни в Кремле, ни в Белом доме не ответили на просьбу прокомментировать ситуацию для этой статьи.

Дмитрий Песков
Дмитрий Песков

Но когда спикера Кремля Дмитрия Пескова спросили конкретно о разговорах Трампа и Путина, он 11 апреля в интервью российскому государственному телевидению заявил об этих разговорах, уже состоявшихся в то время: «Двое президентов способны в нужные моменты абстрагироваться от стратегических разногласий и тактически очень конструктивно вести диалог. Они абсолютно понимают друг друга, понимают безальтернативность каких-то совместных действий, совместных соображений. И это полностью проявилось в последних двух телефонных разговорах».

«Определенная возможность»

Вливание новой энергии в некую разновидность диалога, говорят эксперты в Вашингтоне и Москве, вызвали и коронавирусная пандемия, и падение мировых цен на нефть, который ударил по добыче сланцевой нефти в США и усложнил до того неплохую бюджетную картину в России.

«Это такая определенная возможность, может, не очень большая, чтобы улучшить американо-российские отношения на уровне взаимопонимания и взаимного доверия», ‒ сказал во время дискуссии 21 апреля в американском Центре Уилсона, одном из ведущих аналитических центров в США, профессор международных отношений Европейского университета в российском Санкт-Петербурге Иван Курилла.

Директор по вопросам анализа глобальных рисков лондонской компании Control Risks Оксана Антоненко высказала на той же дискуссии сомнение, что отношения между двумя странами переживают какое-либо значительное преобразование.

Это возможность улучшить отношения, но также возможность снова ухудшить ихОксана Антоненко

Администрации и Трампа, и Путина, считает она, похожим образом критически относятся к тому, как отреагировали на появление нового коронавируса международные организации, такие как ООН или ВОЗ.

Это, по ее мнению, может открыть возможность к определенному согласию между двумя странами в некоторых конкретных областях.

Но, считает она, «это возможность улучшить отношения, но также возможность снова ухудшить их».

Перезагрузка или перегрузка?

Попытки «перезагрузить» российско-американские отношения происходят еще со времен, когда в 2008 году президентство в США получил Барак Обама. Отношения между Москвой и Вашингтоном были испорчены войной России против Грузии, в результате которой российские войска оккупировали значительные части территории Грузии, и Москва признала эти грузинские регионы «независимыми странами».

После избрания Обамы тогдашняя госсекретарь Хиллари Клинтон возглавила попытки наладить отношения с Москвой, хотя их с самого начала сглазила ошибка перевода: символическую большую красную кнопку «перезагрузки», подаренную американцами Москве, подписали по-русски как кнопку «перегрузки».

Та самая кнопка в руках Хиллари Клинтон, 6 марта 2009 года
Та самая кнопка в руках Хиллари Клинтон, 6 марта 2009 года

Но ко времени, когда Обаму в 2017 году заменил в Белом доме Трамп, эти усилия потерпели поражение. Отношения между двумя странами вновь ухудшились, когда в 2012 году Путин вернулся к президентству в России, а в 2014 году Москва аннексировала украинский Крымский полуостров и влезла на восток Украины.

И еще до того, как Трамп занял должность, на его администрацию обрушились обвинения, что Россия совершила заговор с целью повлиять на выборы 2016 года в его пользу.

Тот вывод, который подтвердил отчет комитета по вопросам разведки Сената, поддержанный ранее в этом месяце представителями обеих ведущих партий, подорвал неоднократные призывы Трампа к более тесному сотрудничеству США и России по вопросам международных кризисов.

Облако подозрений

Дмитрий Тренин, возглавляющий Московский центр Карнеги, говорил, что перезагрузка была давней целью Кремля, но она невозможна из-за облака подозрений в отношении России, нависающего над Белым домом, и политического давления демократов в Конгрессе.

«Когда происходит значительный кризис, влияющий на обе страны, и на весь мир, Кремль пытается протянуть руку Белому дому с идеей объединить силы для борьбы с общей угрозой», ‒ сказал он во время дискуссии вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир 20 апреля.

«Новая коронавирусная пандемия ‒ это лишь очередная возможность, которую использует Москва, чтобы установить контакт с Вашингтоном», ‒ обратил он внимание.

Это некий диалог двух главных лидеров, чтобы запустить бюрократические процессыЮджин Румер

А вот мнение Юджина Румера, который во времена администрации Обамы был ответственным за разведывательные данные о России и Евразийском регионе в Совете национальной разведки США: «В самом по себе телефонном разговоре двух наших лидеров ничего характерно плохого нет. Это то, что нередко становилось известно в истории американо-российских и американо-советских отношений, это некий диалог двух главных лидеров, чтобы запустить бюрократические процессы».

Но, подчеркнул он во время упомянутой дискуссии, странам нужен серьезный диалог: «Телефонные разговоры двух президентов не происходят просто так. Чтобы они состоялись, необходима определенная повестка дня».

Немецкие антиядерные активисты в масках Дональда Трампа и Владимира Путина с макетами ракет во время протеста против прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, 2019 год
Немецкие антиядерные активисты в масках Дональда Трампа и Владимира Путина с макетами ракет во время протеста против прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, 2019 год

Обвал мировых цен на нефть сорвал договоренности между картелем нефтедобывающих стран ОПЕК и Москвой, действовавший в течение шести лет. Поэтому рынки нефти переполнились во время резкого падения спроса вследствие экономического замедления из-за коронавирусной пандемии.

Обвал цен ударил не только по российским и саудовским добытчикам, но и по американским, добывающим сланцевую нефть. Именно это и подтолкнуло Трампа стать посредником в диалоге между Москвой и Эр-Риядом, говорят эксперты.

«Мы достигли договоренности по нефти, ‒ сказал Трамп на брифинге в Белом доме 18 апреля.

«Я поработал относительно этого и с Путиным, и с королем, ‒ сказал Трамп, имея в виду короля Саудовской Аравии Салмана. ‒ И президент Путин повел себя вполне как джентльмен, и это было очень важно для того, чтобы все устроить».

А за две недели до того Россия направила в США самолет с грузом медицинского оборудования, как заявлялось, оно должно было помочь Соединенным Штатам в борьбе против коронавируса.

«Пропагандистская победа»

И хотя этот жест выглядел доброжелательным, к грузу, прибывшему в аэропорт Нью-Йорка 1 апреля, были причастны две российские компании, находящиеся под санкциями США из-за захвата Россией Крыма. Более того, звучали противоречивые заявления о том, кто и как оплатил этот груз.

Министерство финансов США позже заверило Радио Свобода, что экспортер груза под санкции, похоже, не попадает.

«Относительно применения санкций Министерство финансов имеет право разрешать физическим или юридическим лицам из США участвовать в операциях, которые отвечают интересам внешней политики и национальной безопасности США», ‒ заявил представитель министерства.

Критики же Белого дома заявили, что это была скорее пропагандистская победа Москвы, давно уже пытавшейся убедить Белый дом отменить санкции.

Посол США в России Джон Салливан в телефонном разговоре с журналистами 22 апреля выступил в защиту этой поставки. Но одновременно он также дал знать, что администрация США не рассматривает возможности ослабить санкции и продолжает причислять путинскую Россию к авторитарным режимам.

Ослабление санкций не убеждает авторитарные режимы менять курс и выбирать приоритетом благосостояние своих народовДжон Салливан

«Санкции США не препятствуют гуманитарной помощи, ‒ сказал Салливан. ‒ Но ослабление санкций не может быть ответом на вызовы по гуманитарной помощи, которую мы сейчас получаем в связи с COVID-19, потому что ослабление санкций не убеждает авторитарные режимы менять курс и выбирать приоритетом благосостояние своих народов».

К тому же, любую возможность примирения осложнила новая напряженность: согласно сообщению, один из органов Госдепартамента пришел к выводу, что Россия, наряду с Китаем и Ираном, участвует в кампании дезинформации против США в связи с коронавирусом.

Новый «СТАРТ», старый «СТАРТ»

Кремль также дал четко знать, что среди других его насущных приоритетов ‒ будущее окончание действия договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, или СНВ-III, на английском языке он известен как New START. Срок действия этого договора ‒ который сейчас является единственным действующим договором о контроле над вооружениями между США и Россией ‒ закончится в феврале следующего года, если Москва и Вашингтон не договорятся продлить его еще на пять лет.

Администрация Трампа, уже потерявшая доверие к России из-за другого договора о контроле над вооружениями времен Холодной войны, уже ставшего недействительным, сначала подавала смешанные сигналы о том, желает ли она продолжить «новый СТАРТ». Чиновники США в последнее время заявляют, что хотели бы расширить действие договора, чтобы он охватил и Китай ‒ хотя Пекин отверг мнение о трехсторонних переговорах.

Если же договор не будет продлен, он прекратит действие, и это разожжет новую гонку вооружений, предупреждают аналитики.

«Мы полностью согласны с администрацией Трампа ‒ что контроль над вооружениями в его нынешнем виде устарел, ‒ сказал Радио Свобода Дмитрий Суслов. ‒ Нам нужно время, чтобы обсудить эту систему, расширить ее. Но прямо сейчас это сделать невозможно».

Государственный секретарь США Майк Помпео и российский министр иностранных дел Сергей Лавров в ходе последнего пока телефонного разговора 17 апреля обсуждали именно этот вопрос, сообщил Госдепартамент.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров (л) и государственный секретарь США Майк Помпео (п), архивное фото
Министр иностранных дел России Сергей Лавров (л) и государственный секретарь США Майк Помпео (п), архивное фото

Также в тот же день, когда состоялся этот разговор, Госдепартамент обнародовал отчет о том, как другие страны придерживаются главных договоров о контроле над вооружениями. И хотя там говорится, что Москва выполняет СНВ-III, администрация США еще не решила, продолжать ли его действие.

«Администрация стремится к такому контролю над вооружениями, который обеспечил бы Соединенным Штатам и их союзникам, и партнерам реальную безопасность, и еще не приняла решение о том, станет ли и каким образом станет продление действия договора СНВ-III элементом этих усилий», ‒ говорится в докладе.

Самая длинная война в Европе со времен Второй мировой

Через пять дней после прибытия в Нью-Йорк самолета с российской помощью трое бывших послов США в Украине обнародовали статью, в которой высказали мнение о том, что нынешняя коронавирусная пандемия позволяет завершить войну на востоке Украины, продолжающуюся уже шестой год.

США и их союзники должны предложить снять международные санкции против России, если Путин положит конец своему военному вторжению в УкраинеАмериканские дипломаты

«Во время, когда распространение коронавируса и падение цен на нефть оказывают все большее давление на Кремль, США и их союзники должны предложить снять международные санкции против России, если Путин положит конец своему военному вторжению в Украине», ‒ написали трое дипломатов.

Но это желание выдать желаемое за действительное, говорит Радио Свобода Суслов: Украина сейчас очень важна для Кремля, и уступки вызвали бы вопросы со стороны российских «ястребов»: а почему же страна столько лет страдала от экономических санкций только для того, чтобы уступить под западным давлением?

«Нет шансов, чтобы коронавирус или обвал цен на нефть могли бы изменить позицию Кремля» по Украине, говорит он и добавляет: «Это же не изменит преобладающих тенденций в международных делах».

А другой комментатор, профессор международной политики Сити-колледжа в Нью-Йорке Раджан Менон добавляет: «Я действительно не вижу здесь перспектив укрепления сотрудничества. И не вижу, как это могло бы отразиться на отношениях США и России».

«Сможет ли давление, созданное коронавирусом, усилить желание россиян выйти из-под санкций и, если да, насколько изменится их позиция в отношении Украины? ‒ говорит он. ‒ Ответов на это я не знаю».