Найти в Дзене
Время_for_перемен

"Мама - я сам" и как этого добиться

Оглавление

Давайте поговорим о детях. В свете последних событий, с развитием пандемии вируса Covid-19, школы перешли на дистанционное обучение. И те, у кого есть дети ощутили всю прелесть домашнего образования. Интернет наполнился мемами родителей, мечтающих вырваться из под детского гнета. На что же они жалуются? На количество задаваемых уроков и на отсутствие самостоятельности у детей, а ведь многим приходится еще и дистанционно работать. В любом успешно выполненном деле (задании, задаче) важна сосредоточенность, погружение в ситуацию (проблему) с минимальным количеством отвлекающих факторов. Представьте, Вы пытаетесь написать формулу в Excel, сосредоточенно думаете над всеми переменными, которые должна учитывать будущая формула, и тут: "Мам, я не понимаю, объясни мне, пожалуйста".

Часто, руководствуясь автоматическими реакциями, родители отвечают - "мне некогда", или "ты уже взрослый, сам можешь справиться" и ребенок остается со своей проблемой один на один. Не способный справится с ней, он откладывает её решение на более поздний срок и выходит так, что весь день делает уроки, а к вечеру ничего не сделано.

Что же делать в этой ситуации?

Воспользоваться психологическим законом, открытым выдающимся психологом Львов Семёновичем Выготским. Он назвал его "Зоной ближайшего развития ребенка". Известно, что в каждом возрасте у ребенка есть ограниченный круг дел, который он может выполнить сам. За пределами этого круга лежат дела, доступные для него только вместе со взрослыми, либо не доступные вовсе. Схематически, это можно изобразить так:

Рис. 1 Зоны ближайшего развития
Рис. 1 Зоны ближайшего развития

Рассмотрим первую картинку на рис.1.

Малый круг "Сам" - все дела, которые ребенок может выполнить без участия родителей.

Зона между границами малого и большого круга - это дела, которые ребенок делает вместе со взрослым.

За пределами большого круга - дела, которые ребенок не сможет выполнить ни сам, ни вместе с родителями.

Вот теперь можно показать, что открыл Выготский. Он показал, что по мере взросления и развития ребенка круг "сам" растет за счет тех дел, которые раньше он делал вместе со взрослыми. Другими словами: завтра ребенок будет делать то, что сегодня он выполнял с мамой. Это и называется зоной ближайшего развития. Представим, что зона "с родителями" у одного ребенка достаточно широкая, т.е. родители с ним много занимаются, а вот другой (картинка № 2 рис. 1) чаще предоставлен сам себе. Соответственно, первый ребенок будет развиваться гораздо быстрее, т.к. будет чувствовать себя гораздо увереннее, успешнее, благополучнее.

Теперь, я надеюсь, Вам станет понятнее, что исходя из педагогических соображений, оставлять ребенка там, где ему сложно - грубая ошибка. Это значит не учитывать основной закон психологического развития.

Рецепт

Попросите ребенка взять лист бумаги и разделить его на две части: в первой написать все дела, которые он может выполнить сам, а во второй - все дела, которые он может делать только совместно со взрослыми. Затем сядьте вместе, и просмотрите списки еще раз: решите вместе какие ещё дела можно перенести в область "сам"? Повесьте этот список на видное место, чтобы ребенок мог видеть, что он может выполнять сам.

Вывод

Если ребенку трудно, и он готов принять нашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.