Найти тему
Мой взгляд

Устройство для макросъёмки с мыльницы.

Бюджетное решение для макросъёмки 1.

Делюсь своими секретами как сделать красивые макрофотографии с помощью обычной мыльницы.

Устройство собрано для мыльницы Canon PowerShot S110 (размер матрицы 1/1.7" (7.44 x 5.58 mm) ; 12МП; Фокусное расстояние объектива (5.2-26.0 mm) от 24мм до 120 мм для 35 мм эквивалента; апертура F2–5.9 .

Конструкция: Canon PowerShot S110 + перевёрнутый ГЕЛИОС-44 -2 . Для знатоков, одной этой фотографии уже будет достаточно чтобы понять о чем  идет речь. В любой момент снимаем объектив и используем опять на зеркалке.
Конструкция: Canon PowerShot S110 + перевёрнутый ГЕЛИОС-44 -2 . Для знатоков, одной этой фотографии уже будет достаточно чтобы понять о чем идет речь. В любой момент снимаем объектив и используем опять на зеркалке.

Видя в интернете всю красоту фотографий снятых крупным планом у людей тяготеющих к продвинутым снимкам начинается проявляться интерес к макросъемке, но останавливает мысль, в наличии есть только мыльница, как сфотографировать также профессионально и увеличить маленький объект съёмки, наверное нужна большая камера типа зеркалки с дорогим макро объективом. На самом деле это не всегда так, да действительно, размыть красиво фон также как на камере с большой матрицей сложно, снимки в основном как бы плоские, боке выходит не интересным и всё из за маленькой матрицы, но все же здесь есть плюс, это глубина резкости, она будет даже но полностью открытой диафрагме достаточной, нужно лишь правильно подыграть самим сюжетом и правильной композицией. Желательно для макросъемки иметь карманную камеру с большим разрешением мегапиксель, допустим в 20МП на матрице в 1″ (13.2 x 8.8 mm) (SONY DSC-RX100-1..7; Canon PowerShot G5 X Mark II), после съемки, в редакторе можно будет снимки с большим разрешением кадрировать как нужно, обрезать ненужные края без особых потерь качества, тем сам ещё как бы увеличив макрообъект. Многие кто уже снимал макро скажут, но и на смартфон можно надеть дополнительную линзу и снимать макрообъекты, но нет, линзу ещё нужно найти, купить и дождаться посылки. На смартфон лично мне не очень удобно снимать, плохая приспособленность к удобному использованию, эргономика нулевая, нет кнопок, просто экран, нет необходимых настроек, зачастую не позволяет снимать в RAW, где можно исправить многие недочеты, ещё меньше матрица чем на мыльницах. На полученных фото при увеличении на большом мониторе ПК видны все недочеты кадров со смартфона, не очищенные шумы, аберрация и прочее, снимки плоские, доделанные кое как искусственным интеллектом, просто вытянутые за уши алгоритмами процессора смартфона. В принципе это дело каждого, кто не собирается обзаводится фотокамерой, все устраивает, пусть снимает на телефон, если постараться тоже вполне можно добиться макро шедевров.

На мыльницу в жанре макро снимаю в основном насекомых, природу. Для этого использую ручной режим М или приоритет диафрагмы А. Чтобы как можно лучше размыть фон, выбираю для этого открытые значения диафрагмы f1.8; f2 - f4.5, зависит от сюжета, необходимого фона и размера самого макрообъекта, тут необходимо набраться опыта, чтобы интуитивно чувствовать, что получится в результате макро съёмки. При этом всегда контролирую выдержку, если её нужно укоротить, задираю быстренько ISO, но на открытом воздухе обычно всегда хватает минимальных значений 80; 100-400, выдержка получается достаточная чтобы "заморозить" насекомое. Также можно использовать зум встроенного объектива мыльницы, единственно нужно учесть, что на таких компактных камерах в зависимости от выбранного фокусного расстояния отверстие диафрагмы будет зажиматься, (исключение, к примеру камера Sony Cyber-shot DSC-RX10 II, здесь апертура 2.8 , отверстие диафрагмы не меняется на всем участке зум объектива).

Красотка блестящая, calopteryx splendens (самец) - стрекоза небольших размеров. SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А;   f3.2; 1/320с; ISO 125.
Красотка блестящая, calopteryx splendens (самец) - стрекоза небольших размеров. SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А; f3.2; 1/320с; ISO 125.

Утро после ночного дождя, капот авто. Маленькая мушка, около 5мм,  ест насекомое ещё меньших размеров.   SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А;   f4.5; 1/500с; ISO 100.
Утро после ночного дождя, капот авто. Маленькая мушка, около 5мм, ест насекомое ещё меньших размеров. SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А; f4.5; 1/500с; ISO 100.
Кузнечик белолобый, южный бородавочник (Decticus albifrons Fabricius, 1775).  SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А;   f2.8; 1/1600с; ISO 125.
Кузнечик белолобый, южный бородавочник (Decticus albifrons Fabricius, 1775). SONY DSC-RX100 экспозиция - приоритет диафрагмы А; f2.8; 1/1600с; ISO 125.

В гости пришёл  богомол, сидит на палатке.  Canon PowerShot S110  экспозиция -  f4.5; 1/640с; ISO 80.
В гости пришёл богомол, сидит на палатке. Canon PowerShot S110 экспозиция - f4.5; 1/640с; ISO 80.

Для ещё большего увеличения снимаемого макрообъекта крошечного размера типа божьей коровки, можно приспособить дополнительный объектив. Возникает вопрос, как его прикрепить к объективу мыльницы, тут можно просто поискать разные устройства на AliExpress и подождать месяц или два доставку. Если не хочется ждать или ограниченный бюджет можно сделать специальную конструкцию самому. Я смастерил устройство из того, что нашёл у себя. Использую старый советский объектив от пленочной камеры Зенит (ГЕЛИОС-44 -2), развернув байонетом к объекту съемки, а передней линзой к выдвижному объективу мыльницы. Голь на выдумки хитра, можно использовать любой другой объектив, то что есть, нужно просто перевернуть и поэкспериментировать.

Самодельное устройство подогнал под HELIOS-44-2.
Самодельное устройство подогнал под HELIOS-44-2.

Нашел у себя  даже сумочку для хранения
Нашел у себя даже сумочку для хранения
Как бы сжимаем объектив в компактное состояние,  для этого устанавливаем  шкалу дистанции фокусировки на самый максимум, до упора на бесконечность ∞.  На минимуме, на шкале (буква М),  объектив будет увеличен в длину.
Как бы сжимаем объектив в компактное состояние, для этого устанавливаем шкалу дистанции фокусировки на самый максимум, до упора на бесконечность ∞. На минимуме, на шкале (буква М), объектив будет увеличен в длину.
Для съёмки на ГЕЛИОС-44 -2 открываем полностью отверстие диафрагмы  f2, так как попадает больше света.
Для съёмки на ГЕЛИОС-44 -2 открываем полностью отверстие диафрагмы f2, так как попадает больше света.
После сборки , объектив камеры находился немного ниже по вертикали, я это заранее учитывал, чтобы  подсунуть опорную планку (советская для вспышки), обеспечивающую лучший зажим и большую опорную площадку для самой камеры. Если все рассчитать и воспользоваться  более широкой и толстой пластиной (у меня такой не было) то и опорная планка будет не нужна.
После сборки , объектив камеры находился немного ниже по вертикали, я это заранее учитывал, чтобы подсунуть опорную планку (советская для вспышки), обеспечивающую лучший зажим и большую опорную площадку для самой камеры. Если все рассчитать и воспользоваться более широкой и толстой пластиной (у меня такой не было) то и опорная планка будет не нужна.

Потом хотел все же подыскать в интернете что-то заводское и приспособить для съемки с мыльницы, но пока отказался, макро не основное увлечение, да и есть зеркальная камера, с ней мне все же интересней эксперименты ставить. Моё самодельное приспособление для макросъемки с мыльницы выглядит на вид конечно как колхоз, но главное, что оно работает и сориентирует придумать что-то своё, техничней и практичней, поможет просто начать снимать макро, а поэкспериментировав понять нужно ли заниматься макросъемкой дальше, нужно ли покупать камеру с макрообъективом или нет.

Вид в сборе снизу.
Вид в сборе снизу.

После установки и включения камеры,  объектив   установлен на коротком фокусном расстоянии 5.2мм (24мм),  на мониторе виден по центру круг.
После установки и включения камеры, объектив установлен на коротком фокусном расстоянии 5.2мм (24мм), на мониторе виден по центру круг.
Удлиняем рычажком  зума фокусное расстояние до максимума -120мм, круг увеличивается и исчезает, а объект съёмки приближается. При этом объектив  мыльницы немного удлиняется и может упереться в линзу объектива Гелиос. Это нужно учесть в  такой кустарной конструкции чтобы не сломать мыльницу. Устанавливаем необходимое ISO. Значений диафрагм у мыльницы Canon PowerShot S110 на 120мм остаётся всего три f5.9; f7.1;  f8.
Удлиняем рычажком зума фокусное расстояние до максимума -120мм, круг увеличивается и исчезает, а объект съёмки приближается. При этом объектив мыльницы немного удлиняется и может упереться в линзу объектива Гелиос. Это нужно учесть в такой кустарной конструкции чтобы не сломать мыльницу. Устанавливаем необходимое ISO. Значений диафрагм у мыльницы Canon PowerShot S110 на 120мм остаётся всего три f5.9; f7.1; f8.
Если  необходимо можно установить на  штатив
Если необходимо можно установить на штатив

И так для съёмки макро с этим устройством делаем следующее:

1) Заранее на дополнительном объективе ГЕЛИОС 44-2 открываем полностью диафрагму f2 и устанавливаем шкалу дистанции фокусировки до упора на бесконечность ∞. Зажимаем шкалу и корпус Гелиоса между собой хомутом. Если не зажать, может во время съёмки случайно удлиниться объектив Гелиоса, а выдвигаемый объектив мыльницы после включения камеры упрётся в линзу и сломается, поэтому должен всегда оставаться небольшой зазор, примерно в 1мм. Снимать можно и на минимуме шкалы дистанции (удлинённый объектив), но тогда и вся конструкция будет длиннее, а в моем случае после включения камеры просто упрется объектив мыльницы в линзу Гелиоса, может быть поломка . Чтобы использовать все положения шкалы дистанции понадобятся скорей всего рельсы, но поэкспериментировав понял, что это собственно и не нужно так как не улучшает получаемый результат.

2) Снимаем в режиме М или А. На камере в зависимости от освещения и получения необходимой выдержки устанавливаем ISO и удлиняем рычажком зуммирования фокусное расстояние 120мм, для контроля на экране камеры есть шкала зумирования. Диафрагм в положении объектива телефото 120мм остаётся всего три f5.9; f7.1; f8, отличий между ними в получаемом качестве фото от влияния дифракции особо не видно, полностью закрытая диафрагма f8 дает еле-еле заметное увеличение глубины резкости, но естественно меньший поток света, если на улице солнце то вполне подойдёт. Можно снимать как с автофокусом так и с ручным, с этим устройством для фотоохоты на насекомых я использую автофокус. Во время съёмки нужно будет учитывать, что дистанция между макрообъектом и объективом HELIOS-44-2 будет примерно 26мм.

 Canon PowerShot S110. Клоп - Dicranocephalus albipes (Fabricius, 1781). Фото без выкадровки, обрезки, как есть, экспозиция -  f8; 1/320с; ISO 400; фокусное расстояние 26мм (120мм для 35 эквивалента).
Canon PowerShot S110. Клоп - Dicranocephalus albipes (Fabricius, 1781). Фото без выкадровки, обрезки, как есть, экспозиция - f8; 1/320с; ISO 400; фокусное расстояние 26мм (120мм для 35 эквивалента).
Canon PowerShot S110.  НЛО и вышедшие из него инопланетяне, размером примерно в 7мм. Родившиеся богомольчики  у  оотеки (гнездо богомола).  Экспозиция - f8; 1/250с; ISO 125; фокусное расстояние 26мм (120мм).
Canon PowerShot S110. НЛО и вышедшие из него инопланетяне, размером примерно в 7мм. Родившиеся богомольчики у оотеки (гнездо богомола). Экспозиция - f8; 1/250с; ISO 125; фокусное расстояние 26мм (120мм).

Canon PowerShot S110.  Клоп-солдатик на одуванчике. Экспозиция - f8; 1/100с; ISO 320; фокусное расстояние 26мм (120мм).       ВСЕ НАСЕКОМЫЕ  ЖИВЫЕ  НЕ ЗАСУШЕННЫЕ, СНЯТО НА ВОЛЕ.
Canon PowerShot S110. Клоп-солдатик на одуванчике. Экспозиция - f8; 1/100с; ISO 320; фокусное расстояние 26мм (120мм). ВСЕ НАСЕКОМЫЕ ЖИВЫЕ НЕ ЗАСУШЕННЫЕ, СНЯТО НА ВОЛЕ.

Ещё фото, f8

-18
-19
-20

f/5,9

Лесной клоп, не из RAW, просто JPEG выданный камерой и без выкадровки.
Лесной клоп, не из RAW, просто JPEG выданный камерой и без выкадровки.

Затем стал использовать объектив Зенитар-М (1,7/50)

Зенитар-М (1,7/50)
Зенитар-М (1,7/50)

Canon PowerShot S110 + перевернутый Зенитар-М (1,7/50), без выкадровки.
Canon PowerShot S110 + перевернутый Зенитар-М (1,7/50), без выкадровки.
Canon PowerShot S110 + перевернутый Зенитар-М (1,7/50), без выкадровки.
Canon PowerShot S110 + перевернутый Зенитар-М (1,7/50), без выкадровки.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Экспериментируйте с любой мыльницей и имеющимся объективом, лучше использовать просветлённый. Я лишь подсказал саму идею, как я сказал выше для такой макросъёмки хорошо подходят мыльницы с большой, дюймовой матрицей 1″ (13.2 x 8.8 mm) и большим разрешением, можно получить более детализированные макроснимки. Для съёмки со стекингом, более профессиональной макросъёмки придется все же обзавестись хорошей камерой с макрообъективом.

Недостаток такого метода то что неудобно снимать подвижных насекомых глядя в маленький экранчик мыльницы, нужно успеть правильно попасть в узкий отрезок ГРИП.

Публиковаться только начал, есть время, пандемия, решил попробовать, если понравилось подпишитесь. Чтобы понять стоит ли мне продолжать, пишите комментарии, ставьте лайки, дизлайки с поясняющим комментом, что не так. До новых встреч!