...Бой начался, когда на колокольне Святого Павла пробило пять часов.
Лица сражающихся дышали яростью, но их сжатые губы, грозная бледность, невольная дрожь рук указывали, что они из осторожности сдерживают эту ярость и что, вырвавшись на волю, она, подобно горячему коню, наделает много бед.
В течение нескольких минут, а это – время огромное, шпаги лишь скользили одна по другой, звона стали еще не было слышно.
Не был нанесен ни один удар.
Рибейрак, устав или, скорее, достаточно прощупав своего противника, опустил руку и застыл в ожидании.
Шомберг сделал два быстрых шага и нанес ему удар, который был первой молнией, вылетевшей из тучи.
Рибейрак был ранен...
А. Дюма "Графиня де Монсоро" гл. LVII Поединок
70-е гг. 16 века: в Англии правит Елизавета I, в Испании - Филипп II из династии Габсбургов, в далёкой России царь Иван Васильевич, а престол во Франции занимает король из династии Валуа Генрих III.
В это время центральная власть во Французском королевстве находилось в плачевном состоянии. Как король Генрих не мог сплотить нацию, тут и там поднимались восстания. Бунтовали все: от крестьян и гугенотов до аристократической оппозиции. Сильным влиянием при дворе обладал клан Гизов, сформировавших католическую лигу.
Король был бездетным (несмотря на брак с Луизой Лотарингской), а его приближёнными стали миньоны - молодые дворяне, находившиеся на особом счету монарха. Они были нечто среднее между стражниками, советниками и членами свиты. Одевались изыскано и пышно, шокируя весь двор своими выходками ( естественно многих этим раздражая).
Дуэль в романе "Графиня де Монсоро"
Если вспомнить роман "Графиня де Монсоро", то основная причина дуэли там политическая. Приближённые Генриха III ( Келюс, Можирон, Шомберг, Эпернон) противостоят приближённым "Анжуйцам" брата короля (Рибейрак, Антраге, Ливаро, Бюсси).
На приёме у короля миньоны бросают вызов графу де Бюсси. Он отвечает на него, попросив своих друзей стать его секундантами. По результатам жеребьёвки сложились следующие пары:
Первый выпал Шомбергу, второй Рибейраку. Они составили первую пару. Келюс и Антрагэ вошли во вторую.
Ливаро и Можирон – в третью.
Когда прозвучало имя Келюса, Бюсси, рассчитывавший получить его в противники, нахмурился.
Д’Эпернон, видя, что он попал в одну пару с Бюсси, побледнел и был вынужден подергать себя за усы, чтобы вызвать хоть немного краски на щеки.
А. Дюма "Графиня де Монсоро" гл. XLIII Прогулка к Бастилии
Но накануне дуэли графа де Бюсси убивают в доме его возлюбленной, графини де Монсоро и герцог д'Эпернон остаётся без противника. Дальнейший ход событий известен, почти все противники убивают друг друга. В живых останется только Антраге и Келюс (но он умрёт через месяц после дуэли от ран).
Таково описание этой дуэли в романе, где она является кульминационным моментом. Но как известно, Дюма довольно вольно обращался с историческими фактами, поэтому представим как всё было на самом деле.
Дуэль миньонов 27 апреля 1578 года
Благодаря широкой огласке этой дуэли дошли до нас много её деталей.
Стоит оговориться сразу, что в реальности причина дуэли имела личный характер (была задета честь дамы).
Началось всё с того, что Жак де Леви граф де Келюс однажды застал д'Антраге выходящим из спальни своей жены. Спустя какое-то время он заявил в её адрес, что у жены красоты больше, чем добродетели и прочее в этом духе. Его противник не мог стерпеть подобное нахальство.
На следующие утро противники явились в турнельский парк к пяти часам утра со своими друзьями. Келюса сопровождали Ливаро и Можирон, а д'Антраге - Шомберг и Рибейрак.
Тут стоит сделать вторую поправку: противники Келюса были сторонниками герцога де Гиза (а не брата короля), да и то не все. Например, на счёт Шомберга историки так и не могут определить к какой придворной группировке он относился, но большинство склонно считать его больше сторонником короля, чем Гиза. Так что политическая подоплёка была сведена к минимуму.
По действующим тогда дуэльным правилам секунданты должны были не драться, а следить за тем, чтобы правила не нарушались и при случае попытаться помирить противников. Когда Келюс и Антраг приготовились драться, Риберак сделал попытку примирить их. В ответ Можирон резко оборвал его, сказав, что пришли они сюда не для этого и сам выразил желание драться с ним. И уже после этого Ливаро и Шомберг также составили третью пару дуэлянтов (так сказать за компанию).
Перед поединком Риберак стал молиться, чем только ещё больше разозлил противника. Не став дожидаться, когда тот закончит молитву Можирон напал на противника и оба одновременно насмерть пронзили друг друга.
Ливаро точным колющим выпадом смертельно ранил Шомберга, но тот при падении ударил его по голове. Ливаро свалился без сознания, но остался жив.
И уж совсем трагическая ситуация получилась у Келюса и Антраге. Граф забыл кинжал дома (некоторые считали, что сделал он это намеренно), а Антраге не пожелал отложить свой кинжал, чтобы уравнять шансы. Результат был плачевный. Келюс получил 19 серьёзных ран, а Антраге отделался лёгкой царапиной на руке.
И третье, в данной дуэли не принимали участие граф де Бюсси и герцог д'Эпернон. Луи де Клермон д'Амбуаз граф де Бюсси в 1578 году находился с герцогом Анжуйским в Нидерландах и никак не мог принимать в этой дуэли. К слову, он погибнет через год в августе 1579 г. ровно так, как описывал Дюма в своём романе (окажется заколот ревнивым мужем, тем самым Монсоро). А герцог д'Эпернон просто оказался не замешанным в данный конфликт и вообще предпочитал не драться (зато активно защищал дуэлянтов перед королём).
Итоги дуэли
В этой дуэли выжили два человека. Это Ги д'Арсе барон де Ливаро и Шарль де Бальзак барон д'Антраг.
На лечение Жака де Леви графа де Келюса Генрих III потратил огромную сумму (около 5 тыс. экю) и сам лично поил его бульоном. Но едва начав оправляться от ран, фаворит решил заняться верховой ездой. Раны открылись и Келюс умер.
Погибшим миньонам король воздвиг роскошную гробницу (но в 1588 году, толпа бунтующих парижан разрушит её). В лексиконе французских дворян даже появилось выражение tailler en mabre (изрубить в мрамор). Так намекали, что кого-то постигнет судьба королевских миньонов.
Победителя д'Антраге от гнева короля защитило могущественное семейство Гизов, что в свою очередь ещё больше подлило масла в огонь их вражды.
Самым главным следствием этой дуэли стало то, что теперь секунданты из наблюдателей превратились в активно действующих участников. Начиная с 80-х годов и до первой трети XVII века будет преобладать именно такая форма дуэли. Они могли быть двойные, тройные, в некоторых случаях количество участников могло достигать 20 человек с каждой стороны. Как итог, возросло количество погибших на дуэлях дворян, что ещё сильнее вносило большой хаос в обстановку в королевстве на фоне гражданской войны.
Понравилась статья? Ставь лайк. Пиши в комментариях, какая тема будет интересна ещё и задавайте вопросы. С удовольствием отвечу.