Безусловно, величайшим и часто исполняемым является Реквием Вольфганга Амадея Моцарта (1791).
Но сейчас давайте совершим путешествие от реквиема пятнадцатого века до реквиема, созданного в конце двадцатого. И мы увидим, каким был этот жанр в творчестве других композиторов.
Изначально реквиемы назывались missa pro defunctis (мессами для мертвых, заупокойная месса), потом появилось слово Requiem. Оно было взято из текста "Requiem aeternam" - "вечный покой", которым открывается традиционная григорианская месса. В 1570 году реквием был приведен к стандарту. В нем должны были быть следующие части:
- Introitus со словами Requiem aeternam (Вечный покой)
- Kyrie (Господи помилуй, просьба о прощении)
- Градуал «Requiem aeternam»
- Тракт «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
- Dies irae (текст повествует о дне Страшного суда)
- Offertorium (приношение даров для евхаристии)
- Sanctus (гимн, который славит Господа)
- Agnus Dei - (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
- Коммунио на слова Lux Aeterna "Вечный свет"
Итак, начнем с Requiem (Missa pro defunctis, 1461 или 1483 г) одного из величайших композиторов 15 века эпохи Возрождения Иоанна Окегема. Мелодический стержень реквиема - григорианский хорал, вокруг которого создается многоголосие. Важно: во времена Окегема Dies irae - самая мрачная часть, еще не включалась в реквием.
Послушать можно здесь:
В целом этот реквием полифонически сдержан, звучит строго, закрыто, таинственно.
__________________________________________________________________________________________
Следующий Requiem ex F con terza minore (Реквием в тональности фа с минорной терцией, примерно 1692 года) из эпохи барокко. Композитор Генрих Игнац Франц фон Бибер.
Уже в эпоху барокко реквием включает в себя не только пение, но и игру на инструментах, появляется больше красок. Происходит "разговор" солистов и оркестра. Порядок и названия частей этого реквиема полностью отвечают нормативу.
Сравните, насколько отличаются реквиемы Окегема и Бибера:
__________________________________________________________________________________________
Далее двигаемся к классицизму:
Михаэль Гайдн (младший брат Йозефа Гайдна) - важная фигура в церковной музыке того времени, всю свою жизнь он сохранял связь с церковью. Написал свой Requiem c-moll на двадцать лет раньше Моцарта (1771). Да, реквием Гайдна менее популярен, чем Моцарта, но в нем есть все, чтобы часто исполняться.
__________________________________________________________________________________________
"Реквием" Джузеппе Верди (1874)
Как известно, Верди - оперный композитор, и это не могло не отразиться на его Реквиеме: большой четырёхголосный хор, полноценный симфонический оркестр, роль которого выходит за рамки простого аккомпанемента, четыре солиста. Кстати, по частоте исполнения в мире вердиевский реквием не уступает моцартовскому.
Послушайте его в исполнении прекрасного состава:
__________________________________________________________________________________________
Три французских реквиема:
Гектор Берлиоз никогда не был церковным композитором и его Реквием (1837) сильно отличается гражданской направленностью. Также он выделяется:
- учетверенным составом оркестра;
- дополнительными группами медных инструментов;
- количеством артистов хора (можно удвоить и утроить).
Реквием несет в себе светский характер, впрочем, как и другие реквиемы 19 в. Впервые прозвучал в память о павших французских солдатах в 1837 году.
Requiem d-moll op.48 Габриэля Форе написан на закате эпохи романтизма. Он небольшой, лиричный, проникновенный, утонченный - как и вся музыка Форе. Заметная особенность "маленького реквиема" (так композитор сам называл произведение) - отсутствие ключевой части Dies irae. Форе сознательно уходит от страха и ужаса. Вот как он высказался о произведении:
Говорили, что мой Реквием не выражает ужаса смерти, кто-то назвал его "колыбелью смерти". Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход... Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое.
Также Форе завершает Реквием частью "In Paradisum" (В раю), отступая от правил.
Для Мориса Дюрюфле церковь и религиозная музыка были важной составляющей его личности. Композитор оставил немного произведений, сам он был очень скромным и жестоко критиковал свои произведения. До последнего он не хотел публиковать Реквием для хора, солиста и органа (1947), а после выхода в печать назвал это "катастрофой". Реквием полностью основан на григорианском материале. Ему, в 20 веке, удалось очень естественно применить практику григорианского хорала. Композитор, как и Форе, не включил сюда часть Dies irae.
Несмотря на несправедливые слова Дюрюфле о своем произведении, его Реквием считается одной из вершин французской музыки.
__________________________________________________________________________________________
Немецкие реквиемы
Ein deutsches Requiem (Немецкий реквием, 1866) Иоганнеса Брамса состоит из 7 частей - это самое продолжительное произведение композитора. При создании реквиема Брамс сам составил текст, в котором не упоминает имя Христа. В музыке много утешения и надежды. Реквием обращен к живым, примиряя людей с мыслью о смерти.
Не принимавший авангард Ханс Вернер Хенце стоял особняком среди других композиторов 20 века. Его Реквием для фортепиано, солирующей трубы и камерного оркестра (1991-1993) представляет собой цикл из 9 "духовных концертов", следующих в "неправильном" порядке. Кстати, в Реквиеме нет хора, повествование ведет оркестр, обогащенный саксофоном, челестой, альтовой флейтой, контрабасом-кларнетом и вагнеровскими тубами. К слову, в реквиеме Хенце есть много "вагнеровского".
Конечно, это далеко не полный список реквиемов. Как вы видите, много композиторов в своем творчестве обращались к этому серьезному жанру, и на протяжении своей длинной истории он подвергался различным изменениям.