Предисловие. Это реальные случаи из жизни фрилансеров, о которых они точно никогда не забудут. Истории взяты из форумов США и переведены на русский язык. Все повествования - от первого лица (слово-в-слово, как случаи описывали сами фрилансеры). Сперва разогреемся, а дальше - хуже...
Диалог фрилансер-клиент №1
Клиент: Мда, мы за это платить не собираемся.
Я: Почему нет? Я ведь усердно работал 3 недели.
Клиент: Потому что в итоге мы можем пользоваться только сэмплом музыкальной композиции, который ты выслал. В следующий раз будешь более предусмотрительным.
Я: Но файл так и подписан "Сэмпл", и он в 4 раза короче готовой композиции.
Клиент: Вот оно что. Блин. Нам надо, чтобы ты выслал нам финальную версию.
Я: Сразу после оплаты моей работы - разумеется.
Клиент: Это действительно необходимо?
Диалог фрилансер-клиент №2
В 3 часа ночи, после того как я закончил работу над шаблоном сайта, который нужен был клиенту "к 6 часам утра по его времени", я отправил заказчику e-mail, чтобы дать знать, что работа выполнена в срок. Следующим утром я получил ответ на письмо:
Клиент: Ты должен мне как минимум скидку. Мне очень не понравилось, что ты бодрствуешь всю ночь в период работы над моим проектом.
Я: Простите? Но я работал прошлой ночью. Как Вы уже заметили, я выслал Вам e-mail с результатом.
Клиент: Да, вижу. В 3 часа утра! Думаешь, нормально развлекаться на вечеринках всю ночь, а потом, не выспавшись, работать в 3 часа ночи? Это ужасно непрофессионально и морально безответственно!
Я: Что заставило Вас думать, что я развлекался прошлой ночью?
Клиент: А почему еще ты мог бы не спать в 3 часа утра?
Я: Вы дали мне 24 часа на то, чтобы выполнить работу, которая может быть сделана за 18 часов. Мне пришлось не спать.
Клиент: Вот только не пытайся манипулировать мной при помощи своей математики!
Диалог фрилансер-клиент №3
Клиент: Еще раз хотел тебе сказать, что нам ОЧЕНЬ понравилась твоя работа. Маркетинговый план по продаже кексов вышел гениальный! Мы не знаем, как тебя благодарить!
Я: Я очень рад. Не стоит благодарностей. Мне достаточно оплаты, на которую мы договаривались.
Клиент: А, нет. Боюсь, у нас нет денег, чтобы заплатить за это. Может, мы как-нибудь по-другому рассчитаемся с тобой? Бесплатными кексами, например?
Я: Я диабетик.
Диалог фрилансер-клиент №4
Один клиент пытался заставить меня отчитываться по всем ежедневным расходам, пока я работаю над его проектом (в том числе, по затратам на продукты, обеды в кафе и т.д.). Он хотел, чтобы я показывал ему чеки на мои личные расходы в течение всего срока сотрудничества.
Когда я отказался, он взбесился.
Клиент: Я оплачиваю твои счета! У меня есть все права на то, чтобы знать, куда уходят мои деньги! Я тебе плачу не за то, чтобы ты по ночным клубам ходил. Я плачу тебе за работу, так что мне надо быть уверенным, что ты не тратишь мои деньги на бессмысленные вещи!
В итоге я отказался с ним работать.
Диалог фрилансер-клиент №5
Клиент: Почему ты мой сайт отключил?! Я требую вернуть все НЕМЕДЛЕННО!
Я: Вы не оплатили январский счет за мои услуги, хотя я Вам заранее разъяснил последствия отказа от платежа. Все равно Вы счет отклонили, поэтому сайт в оффлайне.
Клиент: Но сейчас февраль! Так что быстро верни сайт в онлайн!
Я: Ну, февральский счет Вы тоже отклонили, так что, боюсь, это невозможно.
Клиент: Мы через твои шарады каждый месяц будем проходить?
Я: Я правда надеюсь, что не придется.
Диалог фрилансер-клиент №6
Я получил e-mail от потенциального заказчика. Меня зовут Джози (не Жозе - прим.). Я живу в Калифорнии.
Клиент: Меня интересует одна из твоих иллюстраций. Мой бюджет - $30 U.S.D.
Я: Мне действительно жаль, сэр, но озвученная цена неадекватна, учитывая мастерство исполнения моих иллюстраций и потраченное на их разработку время.
Клиент: Думаю, ты не понял. Речь про $30 долларов Американских, не песо, амиго (песо - мексиканская валюта, амиго - обращение испанцев - прим.). Иллюстрация мне нужна к завтрашнему дню, другими словами... пронто (pronto - быстро, по-итальянски - прим.). Успеешь?
Я: Вау.
Клиент: Ага, вот теперь до тебя дошло. Верно, этого хватит, чтобы целый месяц покупать тако.
Диалог фрилансер-клиент №7
Клиент: Мне нужно знать, сколько конкретно времени ты потратил на мой заказ, и я тебе ровно за это время и собираюсь заплатить.
Я: Извините, но я уже говорил Вам, что у меня почасовая оплата - не поминутная.
Клиент: Я заплачу за количество минут, что ты потратил, не за целый час. СКОЛЬКО минут у тебя заняла работа?
Я: 60 минут.
Диалог фрилансер-клиент №8
Клиент: Я не рассчитывала на то, что мне придется тебе платить! Я платила за кофе КАЖДЫЙ раз, когда мы встречались, чтобы обговорить детали работы, и я испекла ПИРОГ на твой День Рождения!
Я: Это самый бессмысленный и в то же время осмысленный ответ на мою просьбу оплатить счет за услуги в $2,000, какой я когда-либо получал...
Диалог фрилансер-клиент №9
Я: Вы перестали присылать оплату за мои услуги. Как думаете, Вы могли бы сегодня выписать мне чек?
Клиент: Нет, у меня нет денег.
Я: Но на прошлой неделе Вы сказали мне, что я могу высылать Вам счета раз в неделю.
Клиент: Да, можешь. Что ты хочешь этим сказать?
Я: Уже несколько недель прошло. Я работаю на Вас каждый день, вовремя присылаю Вам результаты работ и старательно отчитываюсь по часам. В конце недели я высылаю Вам чек на оплату, рассчитывая на то, что Вы заплатите мне за работу.
Клиент: Я сказал, ты можешь высылать мне чеки. Я никогда не говорил, что буду оплачивать их.
Диалог фрилансер-клиент №9
Клиент: Ты не понял. Это слишком дорого, у нас дизайн сайта - минимализм. Домашняя страница будет пустая "а-ля" Google - по сути, только логотип и 1-2 других важных элемента. Рассчитывай стоимость, исходя из этого.
Я: Отлично! Что Вы подразумеваете под 1-2 важными элементами?
Клиент: Карусель статей, выпадающие меню, поиск по сайту, список тем на форуме, последние комментарии форумов, поля для регистрации и авторизации, блок новостей, список событий, облако тэгов, подборка лучших участников форума (вроде как "доска почета"), RSS лента и 4 рекламных блока.
Диалог фрилансер-клиент №10
Клиент: Я подумываю о том, чтобы заплатить тебе продуктами.
Я: Вы шутите, верно?))
Клиент: Не вижу, что здесь смешного.
Я: Прошу прощения, сэр. Но это действительно самый абсурдный способ оплаты, о каком я только слышал.
Клиент: Серьезно? А я считаю, это вполне адекватное предложение.
Я: Ну хорошо, Вы наверняка говорите о том, чтобы дать мне за мои услуги подарочную карту продуктового магазина?
Клиент: Нет, я тут подсчитал - получается, я должен Вам моркови на $300 и картошки на $450.
Диалог фрилансер-клиент №11
Клиент: Мы скорее всего не сможем позволить себе оплачивать твои счета полностью следующие несколько месяцев, потому что у нас дела идут неважно с выручкой в данный момент.
Я: Все нормально. Мы просто временно урежем количество часов, которые я провожу, работая над Вашими заданиями, пока у Вас дела не пойдут на лад.
Клиент: Нет, нам по-прежнему нужно, чтобы ты выполнял то же количество работы и заканчивал вовремя аналогичные задания, урезать часы не получится - ты попросту не будешь успевать. Мы просто будем платить тебе половину от той суммы, которую ты получал ранее. Извини, но, если у нас нет денег - то у нас просто нет денег.
Диалог фрилансер-клиент №12
Я договаривался с фермером о том, чтобы сделать ему сайт.
Клиент: Мне нужен полностью готовый сайт со встроенным интернет-магазином, чтобы я мог продавать через него фермерские продукты. Я собираюсь заплатить тебе мясом вместо наличных. Дам тебе половину свиной туши за сайт.
Я: Я не уверен на этот счет. В моей семье не часто готовят свинину. И нам сперва нужно обговорить все детали и Ваши пожелания, чтобы окончательно определиться со стоимостью работы.
Клиент: Я знаю, чего стоят мои хряки! Это мое последнее предложение, обсуждать нечего.
Диалог фрилансер-клиент №13
Я: За реализацию этого проекта я попрошу $800.
Клиент: Это шутка, или Вы серьезно?
Я: Серьезно.
Клиент: Ого... А Вы знаете кого-то с таким же портфолио, как у Вас, чьи услуги обойдутся дешевле?
Диалог фрилансер-клиент №14
Клиент отменил электронный платеж, на который я выслал запрос. Когда я спросил его об этом, он ответил, что уже выслал мне чек на электронную почту. Три недели спустя...
Я: Здравствуйте. Вы вообще отправляли мне чек? Я правда не могу продолжать работать над Вашим проектом, пока не смогу убедиться, что получаю за него оплату.
Клиент: Ты не можешь вот так спрашивать у меня о деньгах, когда тебе вздумается.
Я: Но Вы сами сказали, что выслали мне чек.
Клиент: Ты точно не осознаешь, на какие жертвы я иду, будучи владельцем маленького бизнеса.
Диалог фрилансер-клиент №15
Пару лет назад меня попросили сделать сайт для стартапа. Клиент пока сам не знал, чего хотел. И когда я вкратце поспрашивал, чего бы им хотелось видеть на своем сайте, я понял, что ребята не проработали вопрос, на кого вообще рассчитан их бизнес. Я потратил уйму времени на то, чтобы помочь им сосредоточиться на целевой аудитории, нише и т.д. Когда я доделал работу, я выслал им запрос на оплату.
Клиент: Мне кажется, мы не обязаны платить за это.
Я: Что? Почему?
Клиент: Мы кучу нашего бесценного времени потратили на то, чтобы отвечать на твои вопросы.
И... Шедевр!
Такой ответ я получил от клиента, когда спросил его, почему он не отправил мне предоплату по договору:
"Слушай... Я сам даже не хочу запускать этот проект. Бог говорит мне, что я должен создать онлайн-сообщество для Христиан. Я даже интернетом никогда не пользовался, и никогда не собираюсь! Так что встряхнись и сделай то, чего ждет от тебя Господь!"
А у Вас было такое, что заказчик обманул с оплатой в последний момент? Поделитесь своей историей в комментариях - пожалеем, обсудим, поймем!