Это штука серьёзная. Хоть детишки и быстро отходчивые, серьезные обиды могут нанести конкретный ущерб психическому здоровью. Поэтому давайте определимся, что НЕ СЛЕДУЕТ делать начинающему педагогу в работе с детьми.
1. Унижение
Это - самое главное. Не давайте ребенку и повода подумать, что он хуже, чем его окружение (такого быть не может). Не списывайте поведение на воспитание, а займитесь им: простого объяснения "почему так делать нельзя" хватит. Золотое правило: чтобы ребенок понял, необходимо повторять, пока не поймет. Гнобление и презирание скажутся не только на развитии комплексов, но и появится чувство обиды за то, что ему не объяснили "как правильно", а сразу же накричали при всех и опустили.
2. Сравнивание
Плавно вытекает из предыдущего. Ошибка некоторых педагогов, что они ставят в пример результаты других детей: "А вот у него получается лучше, чем у тебя". Не нужно избирать "любимчиков". Каждый ребенок - индивидуальность, и подход к ребенку должен быть не под копирку. Если при одинаковом обучении у одного получилось, а у другого нет, проблема не в нем, а в вашей подаче информации. Уделите внимание этому и найдите к ребенку индивидуальный подход к делу. В противном случае, если вы так и продолжите заниматься с теми, у кого всё получается без дополнительной помощи, от остальных вы получите игнорирование и незаинтересованность. А там уже подтянуть к своему мнению "понимающих" - несложно.
3. Личная неприязнь
Бывает и такое. По определенным ситуациям. Педагог, друг мой, не теряй рассудок. Никогда не срывайся на ребенка, если он к тебе "неравнодушен". Такие ситуации происходят, когда ребенок дразнится, чтобы привлечь к себе внимание, главное - не отвечать агрессией. Здесь работает такой эффект: в первый раз испугается, во второй - проигнорирует. Примечание: не стоит пугать так, чтоб после первого не пришлось повторять, вообще не стоит. Если ребенок дразнит вас, оскорбляет - позовите на личный разговор. Возможно, вы обидели его чем-то ранее, а если же эта агрессия к вам без причины - поговорите с родителями.
4. Строгий - не значит грубый
Следите за тоном речи! В общении с ребенком не позволяйте себе переходить на личности, просьбы в приказном тоне, громкость речи, и думайте, что говорите. Случайно соскользнувшее слово дорого стоит. Никаких "должен, обязан, я сказал тебе... и т.д." Появится мысль: "А почему это я должен? А что, если я не сделаю специально? А кому я обязан?"
И запомните мысль: не бывает плохих детей, бывают плохие педагоги, которые не смогли сделать единственную свою обязанность - научить, а не оскорбить.
Приятного поработать!