Предисловие
В интернете существует очень мало статей об атмосферик-блэк-метале, особенно систематизирующих и обобщающих. Поэтому мы попробовали восполнить этот пробел сами, дабы помочь новичкам исследовать жанр: его истоки и золотое наследие. Возможно, и старожилы откроют здесь для себя что-то новое из старых релизов или просто закрепят свои знания.
В начале мы рассмотрим само понятие атмосферик-блэка, затем дадим краткий экскурс в историю и обозначим значимые альбомы жанра, а в конце приведём список с выдающиеся группами из разных стран. Надеемся, вам понравится!
Что такое атмосферик-блэк-метал?
Атмосферик-блэк-метал – это жанр, который стоит особняком не только в блэке, но и, возможно, во всём метале. Отказавшись от излишней агрессии и угрюмости традиционного блэк-метала, музыканты создали свою собственную вселенную, невероятно богатую и завораживающую. Это музыка дремучих лесов, бурлящих рек, зимнего ветра, ночного неба, бескрайнего космоса, в которой нашлось место настроениям и возвышенным, и меланхолическим, и просто спокойным созерцательным – но всегда это что-то глубоко личное.
Если попытаться дать формальное определение жанру, то атмосферик-блэк-метал – это ответвление блэк-метала, зародившееся в середине девяностых и получившее большое развитие в нулевых, которое обычно характеризуется:
- Атмосферностью самого звучания, которая может достигаться, например, за счёт использования большого количества реверберации (или иногда эффекта "сырости", когда звучание специально делается шумным), использования полноценных аккордов под перегрузом (что даёт плотную стену звука) или за счёт партий синтезаторов на фоне.
- Большей по сравнению с классическим блэк-металом мелодичностью: характерные для него резкие острые ходы в мелодии и гармонии встречаются значительно реже. Количество бласт-битов также снижено. Могут встречаться вставки без перегруза или с акустическими гитарами, иногда могут использоваться народные инструменты, синтезаторы, а также чистый вокал.
- Зацикленностью частей композиции, медленным развитием, что вводит слушателя в своеобразный транс. Композиции могут доходить по длительности до нескольких десятков минут.
Но по сути все эти рамки достаточно широки, поэтому в жанре можно встретить очень отличающихся друг от друга исполнителей: и холодных Darkspace, и воздушных Alcest, и эпичных Summoning.
В отличие от традиционного блэк-метала, для атмосферик-блэка не характерна тематика сатанизма и оккультизма: музыканты чаще всего поют о природе, фольклоре, мифологии, фантастических мирах, космических пространствах и внутренних переживаниях. Жанру свойственны большая медитативность, созерцательность и отчуждённость.
История жанра. Его возникновение и развитие
Несмотря на то, что жанр зародился ещё в середине девяностых, до середины нулевых сформировалось мало групп, которые можно к нему отнести. Конечно, можно найти всякие малоизвестные демки с мелодичным блэком (принадлежность которых к АБМ весьма условна), но мы решили обозреть здесь только самые заметные и соответствующие жанру работы.
Однако же не будем рассматривать полные дискографии, дадим лишь ориентиры для поиска.
Начнём же с истоков. Первой работой, где жанр начал оформляться, можно назвать “Hvis lyset tar oss” (1994) от небезызвестного норвежского Burzum. Больше всего здесь примечательна первая композиция, где незамысловатые гитарные риффы долго ходят по кругу, сопровождаясь очень атмосферными синтезаторами – подобным образом раньше блэк-метал никто не играл.
Атмосферное звучание и мелодичные гитарные партии можно встретить у небезызвестного французского проекта Blut Aus Nord уже во втором демо – “Yggdrasil” (1994) (тогда проект ещё носил имя Vlad). Здесь есть элементы классического блэк-метала, атмосферик-блэка и данжен-синта. Заложенные здесь идеи, но уже в более "холодной" форме, получили развитие в более известном дебютном альбоме “Ultima Thulée” (1995). Работы посвящены скандинавской мифологии.
Ещё одной важной норвежской группой можно безусловно назвать Ulver. Дебютный альбом “Bergtatt – Et Eeventyr i 5 Capitler” (1995) сразу же выделился на фоне многих других блэк-металлических работ того времени. Музыка здесь может перейти из мечтательного атмосферик-блэка с чистым вокалом в спокойный фолк с гитарами и флейтами, а затем внезапно смениться мрачным блэком с бласт-битами. При этом альбом воспринимается как очень целостная история.
“Bergtatt – Et Eeventyr i 5 Capitler” рассказывает сказочную историю о девушке, которая заблудилась в лесу и была похищена его духами. Лирика написана на древнедатском языке.
Альбом стал очень известен и сильно повлиял на развитие как атмосферик-блэка, так и других смежных жанров.
Затем после первого альбома с классическим блэк-металом легендарные австрийцы-толкинисты Summoning выпускают “Minas Morgul” (1995). Эта работа породила такой смежный поджанр, как эпик-блэк-метал, и стала определяющей для дальнейшего творчества группы. Summoning отличают мелодичные гитарные партии, активное использование синтезаторов (в том числе с народными/старинными инструментами), иногда не очень типичные для метала партии ударных, и, конечно, характерное эпичное звучание. Многие группы до сих пор вдохновляются и подражают Summoning.
Ближе к середине девяностых появляются немаловажные для российской блэк-метал сцены родственные группы Branikald и Forest. В их музыке сильно́ влияние классики Darkthrone и Burzum, но вполне проглядывается и атмосферик, что становится особенно заметен в альбомах Branikald – “Рдяндалир” (1996) и Forest – “Заревом Над Прахом” (1997). Здесь много характерной мелодичности в зацикленных гитарных партиях, а некоторые композиции или их части выходят за рамки традиционных форм жанра: например, могут не использоваться тремоло и ударные или может отсутствовать перегруз на гитарах.
За авторством не очень известных, но отличных финнов Vordven в 1997-ом выходит демо-запись “When The Wind Blew For The First Time”, а в 1999-ом – более зрелый альбом “Towards the Frozen Stream”. Работы с таким сказочным звучанием, пожалуй, могли родиться только в девяностых. Все композиции просто переполнены мелодичными партиями синтезаторов; используется скрим, немного непривычный для современного слушателя, а также чистый вокал: мужской и женский.
Культовых американцев Agalloch довольно сложно отнести к каким-то конкретным жанрам: слишком плотно и своеобразно у них переплетены элементы фолка, блэка и дума. Но уже на дебютном альбоме “Pale Folklore” (1999) можно периодически услышать ходы, характерные для атмосферика.
Тем временем в Швейцарии выпускаются первые демо-записи от двух родственных групп: Paysage d’Hiver – “Steineiche” (1998) и Darkspace – “-I” (2002). Обе группы обладают суровейшим холодным звучанием (настолько, что оно даже скорее ближе к формам обычного блэк-метала), и не случайно: первая часто обращается к образам беспощадных зим и теме астрального опыта, вторая – полностью посвящает творчество необъятному мраку космоса. Примечание: новичкам мы бы посоветовали начать с дискографии Darkspace, которая всё-таки имеет значительно более низкий порог вхождения, а потом уже ознакомляться с творчеством Paysage d’Hiver.
Стоит упомянуть примечательный австрийский фолк-метал/эпик-блэк-метал проект Rivendell, выпустивший свой первый альбом “The Ancient Glory” в 2000-ом году. Однако же данную работу можно назвать скорее пробой пера – мы рекомендуем также обратить внимание на более зрелые “Elven Tears” (2003) или “Farewell: The Last Dawn” (2005). Сама музыка значительно отличается от творений их земляков (и тоже толкинистов) Summoning, но столь же красочна и эпична.
В 2003-ем году крепким дебютным альбомом “Forgotten Legends” заявили о себе Drudkh – одна из сильнейших украинских групп в блэк-метале. Композиционный подход (но только подход; настроение, музыка и звучание отличаются) в этом релизе можно сравнить с Burzum образца 1994-ого года: простые, но плотные и цепляющие риффы бесконечно повторяются, создавая гипнотическую атмосферу.