В 2004 году Стэнфордский экономист Пол Ромер (Paul Romer) высказал мнение, что "кризис - это ужасная вещь, которую можно потратить впустую" - фраза, которую глава администрации президента Обамы Рам Эмануэль кооптировал во время финансового кризиса 2008 года. Сейчас, когда мы сталкиваемся с нашим текущим кризисом, я думаю, что все отрасли промышленности были бы мудры, если бы приняли слова Ромера близко к сердцу. По мере того, как отрасли выстраиваются в очередь на получение государственного финансирования, они игнорируют возможность по-настоящему внедрять инновации. Эти санации и кредиты предоставляют временное облегчение, но откладывают неизбежное переосмысление, которое приведет к более здоровым и устойчивым отраслям.
Мода - это мировая индустрия с оборотом в 3 триллиона долларов, и она служит моделью для определения новой промышленной структуры в мире, который изменился навсегда.
Но бизнес-модель моды сломлена. Чтобы вывести продукт на рынок, требуется от шести до 12 месяцев (хотя есть некоторые исключения); она основана на технологиях, разработанных в основном в 90-х годах или ранее; она душит, а не позволяет инновации; и ее отрицательное влияние на эту планету просто ошеломляет. Государственная помощь этой отрасли в том виде, в котором она функционирует сейчас, была бы эквивалентна помощи, оказанной в 1910 году отрасли коневозок. Ей не нужна помощь, она нуждается в инвестициях в комплексные изменения.
Индустрия моды не изменилась за последние 25 лет, за двумя основными исключениями - онлайн-торговля и логистика "последней мили". Она пережила два крупных потрясения (11 сентября и финансовый кризис 2008 года), но у нее было достаточно времени, чтобы восстановиться. Между тем, мир, в котором мы живем, технологии, которые мы разработали, и взаимосвязанности экономики и общества не похожи на те, что были 25 лет назад. Этот кризис является наглядным свидетельством того, что мы все затронуты (и заражены) политическими, экономическими, социальными кризисами и кризисами в области здравоохранения друг друга, и в будущем они будут становиться все более серьезными. Реальных системных изменений не произойдет, если инвесторы и бизнес будут продолжать концентрироваться на постепенных инновациях на последней миле. Нам нужно переосмыслить миллионы миль до этого.
Отсутствие возможности
Если ты действительно хочешь изменить индустрию моды, сделать все по требованию. Инвентаризация - это версия индустрии музыкальных стульев: Если вы останетесь держать его в руках, когда музыка прекратится, вы выйдете из игры. Это ваш источник будущего денежного потока, и сейчас он ничего не стоит.
А теперь представьте всю индустрию моды по требованию:
· Производители не будут держать бесполезные внесезонные инвентаризационные ведомости. Они могли бы мгновенно поставить свои заводы на паузу, перезапустить их в течение нескольких дней и перенести производство на текущую номенклатуру продукции.
· Розничные продавцы больше не будут принимать решения о закупках за шесть месяцев до того, как им понадобится инвентаризация. Все товары в магазине будут пополняться несколько раз в неделю непосредственно с заводов, что минимизирует плохое состояние запасов.
· Бренды сделали бы почти каждый элемент своего бизнеса переменным. Они будут увеличивать или уменьшать предложение своей продукции динамически, основываясь на рыночном спросе. Не было бы складов (продукция отгружается покупателю с фабрики), не было бы распродаж избыточных запасов, не было бы распроданных товаров и не было бы денежных средств, завязанных на необычные товары.
· Мода была бы гораздо более устойчивой. По консервативным оценкам, 30 процентов всей производимой ежегодно продукции никогда не продается и попадает на свалки или сжигается. Реальная, действенная экологичность начинается с производства нужного количества продукта.
Компании выглядели бы иначе - меньше накладных расходов, больше автоматизации. Но промышленность была бы здорова, создавая больше возможностей для работников и инвесторов.
Распределенная, прозрачная сетевая цепочка поставок
Производство по требованию означает, что продукт существует только тогда, когда он нужен. Распределенное производство означает, что продукт существует только там, где он нужен. Например, в начале года, когда производство остановилось в Китае, его могли подхватить фабрики в Бойсе, Айдахо или Сан-Паулу. Распределенное производство обеспечивает устойчивость цепей поставок за счет диверсификации географических рисков, предоставления доступа к клиентам в режиме реального времени на самых разных рынках, снижения транспортного воздействия, избегания тарифов и создания рабочих мест на местном производстве. Это также позволит измерять воздействие одной одежды на окружающую среду и привлекать предприятия к ответственности за претензии по устойчивому развитию.
Сеть из тысяч производственных узлов была чем-то невообразимым еще пять лет назад. Но теперь это стало возможным благодаря миллиардам контрактов на блок-цепочку, управляемых развитыми нейронными сетями, которые контролируют изготовление и поставку отдельных узлов.
Возвращение к индустрии, основанной на творчестве
Сегодня, из-за производственных и материальных минимумов, а также сроков денежных потоков, ошибиться - слишком дорого для бренда. Но в мире, где продукт изготавливается по требованию в режиме реального времени, ничто не зависит от объема. Создатель может спроектировать, продать и сделать одну одежду так же эффективно, как 1000 без риска. Эта индустрия могла бы вернуть себе что-то существенное, что она потеряла - свою душу.
Мода - это индустрия искусства, а не науки. Мы теряем из виду это, когда говорим о дизайне на основе ИИ и машинной аналитике для прогнозирования трендов. Слишком большие инвестиции в модные технологии были сосредоточены на областях "магии" талантливых людей - дизайне, опыте и азарте, а не на той области, где это может принести пользу: на инфраструктуре цепочки начисления стоимости. Я предлагаю использовать науку для расширения возможностей искусства. Это не мечта, это реальность сегодня. Моя фирма сейчас инкубирует и испытывает компании, ориентированные на эти инновационные технологические архитектуры.
Есть старая поговорка: "Если вы оказались в яме, прекратите копать". Пора перестать копать. Изменения болезненны, но с мужеством от промышленности и капитала от инвесторов, мы можем использовать этот кризис, чтобы построить более стабильную, более ответственную индустрию моды. Мы можем предоставить больше возможностей для брендов, розничных торговцев, производителей, дизайнеров, рабочих, акционеров и сообществ. Сохранение сломанной, безответственной, унаследованной от прошлого индустрии в то время, когда она может по-настоящему измениться к лучшему, было бы пустой тратой времени кризиса.