В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
Почитать про сложный путь главного фэнтези-эпика прошлого столетия на широкий экран можно в любом уголке интернета, а то и посмотреть. О том, как Питер Джексон возился с правами и бюджетами на съемки, и отстаивал генеральную линию на воплощение саги именно в трёх фильмах, не рассказал разве что ленивый. Так что здесь этих подробностей не будет.
Прикарманенная Бильбо Бэггинсом в гоблинских шахтах безделушка, внезапно оказывается древним и мощным артефактом. На выяснение связи между странным колечком, дарующим невидимость, и делами давно минувшей эпохи, у волшебника Гендальфа уходит не одно десятилетие. Впрочем, не один он проявляет интерес к находке незадачливого хоббита - около Шира начинают ошиваться крайне странные личности. Бильбо слишком стар для новых приключений, потому бремя придётся нести его племяннику - Фродо. Хотя и этот хоббит не будет одинок в путешествии - сопровождаемый сначала друзьями-земляками, а после и вовсе целым интернационалом Средиземья.
Можно, конечно, считать что это всё впечатления детства - трилогию я полностью посмотрел годам к 14-ти - но именно Властелин колец кажется тем фэнтези, которое задало практически недосягаемую планку для экранизаций. И ведь снято-то режиссёром, занимавшимся до того трэшем и комедийными ужастиками по большей части. Но чёрт возьми - забабахать фильм с таким размахом, с таким уровнем погружения и такой проработкой. Что характерно - зелёный экран и компьютерные модели тут использовались, довольно активно - но на это практически не обращаешь внимание. Хромакей, по прошествии лет, чуть более бросается в глаза, но и это сложно поставить фильму в серьёзный минус. Учитывая такую кропотливую работу с костюмами, эффектами, антуражем, атмосферой - даже прямой идейный наследник (хоть и приквел сюжетно) "Хоббит" едва ли дотягивает до уровня этого эпика.
И это при том факте, что добрую часть первой книги пустили под нож, побоявшись что фильм может провалиться в прокате из-за чрезмерной перегруженности, и тогда снятые параллельно продолжения повиснут в пустоте. В итоге, начало, даже в расширенной версии, кажется изрядно скомканным, а персонажи Мерри и Перегрина несколько необоснованно влезают в основной сюжет. Слегка смазывается и ощущение того самого незримого перехода от сказочно-пряничного Шира к мрачному, и довольно суровому Средиземью. Из "Возвращения короля" тоже была изъята нехилая часть истории, и похоже что по совершенно такой же причине - фильм бы длился непозволительно долго для кинотеатров. Особенно с тем самым ПиДжеевским затягиванием сцен и панорамных обзоров его любимой Новой Зеландии. Что характерно, возвращенные в режиссёрской версии эпизоды содержат в себе в основном шутки-прибаутки, не сильно-то важные для сюжета, зато добавляющие очков раскрытию персонажей.
Кстати, про них - попросту неописуемая каноничность. Поди сейчас представь на этих ролях кого-то другого, даже учитывая лёгкое выпинывание некоторых лиц (бедняга Глорфиндель уже в который раз оказывается не у дел, то раненого Фродо спасает Леголас, то Арвен). Мудрый и слегка сварливый Гендальф, каменно-надежный Арагорн, заносчивый Боромир - да я попросту задолбаюсь перечислять. Это не говоря уже о невероятно колоритном Голлуме, и будто бы упоротом в ноль (чем ближе к окончанию, тем больше) Фродо.
Даже через десяток-другой лет, пересматривая "Властелин колец", ловишь себя на том, что от некоторых сцен буквально отвисает челюсть - как будто фильм вышел только что. Пейзажи, батальные сцены, напряжение (да-да, все знают что Боромир умрёт, но чёрт бы его забрал - насколько офигительно подан момент). И, честно скажу - не знаю, есть ли у меня вообще право оценивать эту трилогию... в любом случае, 10 из 10.
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.