Не менее распространенный по "задаваемости" и по своей удивительности следующий вопрос:
«… он научился рычать, но в речи ДО СИХ ПОР не говорит!»
Обычно такое возмущение можно услышать на втором занятии или от родителей, которые самостоятельно исправляют звук дома.
В первом случае, недовольство логопедом — мол он же зарычал, а почему к вечеру в речи не стал говорить???
во втором случае, непонимание своих действий — что мы делаем не так.
В основе случая № 1 и случая № 2 лежит одно и тоже — НЕЗНАНИЕ ПРОЦЕССА работы над звуком. А их достаточно много и они имеют свою последовательность.
Итак, по порядку.
Этап I
Подготовка артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ) к «постановке», то есть исправлению звука.
Этап II
Работа над формированием правильного артикуляционного уклада и формирование правильного дыхания, а именно воздушной струи.
Этап I и II на практике часто объединяется.
Этап III
Непосредственно «звукопостановка». Методов несколько. Я их не буду описывать именно здесь.
Этап IV
Автоматизация звука (следите внимательно в какой очередности мы автоматизируем звук):
- уровень слогов
- уровень слов
- уровень словосочетаний
- уровень предложений
- уровень речи (последние два этапа можно объединить и в один)
И это еще не все.
Автоматизация слогов тоже делится на свои этапы:
- слоги с сочетанием тр, др.
- прямые слоги ра, ро, ру, ры, рэ
- обратные слоги ар, ор, …. и т. д. (всего 10 слогов)
- слоги со стечением согласных бра, бро… и т. д.
P. S. Что такое автоматизация — это когда мы учим ребенка или взрослого произносить звук автоматически, не задумываясь.
После этапа автоматизации, начинается этап дифференциации.
Дифференциация — это различение сходных (похожих по звучанию звуков).
Например, Р — Л, Р` - Л`, и т. д.
Дифференциация проходит такие же этапы, как и автоматизация.
И лишь после благополучного завершения всего вышеописанного, ребенок начнет произносить звуки [Р] [Р‘] в речи.
Напомню, что у нас ДВА ЗВУКА, которые обозначает БУКВА Р (эр) — это [Р] [Р‘]. Сначала работа ведется над твердым звуком, затем над мягким.
Ссылки на литературу
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии.