В метаниях между яркими аркадами и серьезным автоспортом Codemasters проводят уже не первый год. И вот уже не первый год с их станка сходят не то симуляторы, не то зрелищные покатушки для всех и каждого. Итог предсказуем: проекты британцев хорошо продаются, их любят миллионы людей по всему миру, только вот используют скорее как временные варианты в ожидании чего-нибудь более серьезного. И Autosport как раз одна из них — в нее очень интересно играть, но лишь до поры до времени. Пока не выйдет что-то покрупнее или пока набор однотипных соревнований окончательно не набьет оскомину. А случается это, как правило, очень быстро.
С чем-чем, а вот с автопарком у игры проблем нет.
А у нас все серьезно
В первые минуты после запуска возникает сильное ощущение, будто разработчики всячески стремятся показать, что серьезный спорт — это скучно. Видеовставки от ESPN, меню, стилизованное под гараж, хорошая музыка — ничего подобного здесь вы не найдете. Как не найдете нормального тюнинга или возможности самому выбрать место для наклеек спонсоров. Autosport — она исключительно про гонки. В этом ее главная прелесть… и недостаток. Гнуть свою линию до конца в Codemasters все же не решились. Уже в который раз.
Впрочем, понимаешь это далеко не сразу: первое время игра вызывает настоящий восторг свободой выбора и полноценным набором дисциплин. Тут вам и гонки с открытыми колесами, и туринг, и соревнования на выносливость, и традиционные для серии «уличные» заезды, и даже целый класс, выделенный под тюнингованных монстров. Все дисциплины, на первый взгляд, кардинально отличаются друг от друга и предъявляют разные требования.
В «формулах» важна чуть ли не математическая точность в каждом повороте и высокий квалификационный результат, в соревнованиях на выносливость необходимо следить за резиной и держать стабильный темп. А в туринге и уличных гонках — уметь быстро и чисто обгонять, поскольку по правилам при победах в одних заездах другие неизбежно придется начинать с самого хвоста стартового поля.
Регламент у каждого класса тоже свой: где-то перед основным заездом нужно пройти квалификацию, а где-то, если ты лидер чемпионата, начинать гонки придется с самого конца стартовой решетки. Где-то начисляют дополнительные баллы за поул-позиции или быстрые круги, а где-то нет. А в туринге действует очень интересное правило: на старте второго заезда стоять первым будет пилот, финишировавший последним в предыдущем. И наоборот, победителю придется пробиваться с самого конца. Что даже на средних уровнях сложности вряд ли даст заскучать.
Однако главные отличия между дисциплинами даже не в правилах, а в автомобильной физике. И если в том же туринге для хорошего результата достаточно просто вовремя тормозить и следовать оптимальной траектории (по сравнению с продолжением, поведение машин стало дружелюбнее), то в «формулах» все куда интереснее. Там важнее попадать на апекс, аккуратно работать рулем и ни в коем случае не перебарщивать с газом на выходе. Стоит лишь чуточку ошибиться, и драгоценные десятые секунды будут потеряны. А может, и того хуже!
Со временем, правда, даже в пределах какой-то одной дисциплины техника, а соответственно, и стиль пилотирования, могут кардинально поменяться. Иногда за это стоит благодарить внезачетные «Гонки Кубка», в которых предлагают посоревноваться на каких-нибудь необычных автомобилях вроде непослушных KTM X-Bow или «старичков» а-ля Ford Sierra RS500. Но в основном машины меняются с ростом опыта игрока. Так что если на старте карьеры участвовать в гонках на выносливость вы будете на каком-нибудь Mercedes-Benz SLS AMG GT3, то к концу наверняка пересядете за руль спорт-прототипа Lola. Хотя рассчитывать на уникальные впечатления от его пилотирования все же не стоит — в конце концов, это вам не Gran Turismo 6, и за реализмом тут никто не гонится.
И снова за старое
Проблемы у игры начинаются ровно в тот момент, когда от нее захочешь чуточку большего. Ведь, несмотря на все попытки сымитировать что-то серьезное, Grid по-прежнему остается предельно простой аркадой — ей критически не хватает хоть какой-нибудь глубины. Ну да, добавили возможность выбирать улучшения и перемещать ползунки в настройках автомобиля, только делать это, по большому счету, не нужно — машины прекрасно ведут себя и так.
Или вот возможность как-то поддерживать контакт с инженером и напарником. Вроде бы заманчиво, только и от этого пользы почти нет: нужной информации этот товарищ не дает, а единственная его рабочая функция — раздражать, постоянно повторяя одни и те же шаблонные фразы. И чушь проскальзывает: едешь ты последним, а он начинает кричать, что пора отрываться от соперников. При этом самую главную информацию — в каких местах ты теряешь время и как там прибавить, он дать не в состоянии. И вообще самых главных вещей, присущих настоящему автоспорту, здесь нет. Нет возможности серьезно поработать над болидом или подумать над гоночной стратегией, нет телеметрии и хотя бы малоизвестных реальных чемпионатов. Даже не понятно, почему вообще игра получила приставку «Autosport»?
Однако самое обидное, что куда-то исчезла главная прелесть серии Grid: то прекрасное окрыляющее чувство скорости и настоящей опасности. Когда для результата приходилось рисковать в каждом повороте и казалось, что еще совсем чуть-чуть, и машина отправится в затяжной полет навстречу бетонной стене. Все это было в первой части, спасло от забвения вторую, но здесь… здесь от этого не осталось ничего.
Разве что соперники регулярно пытаются напомнить о своем боевом прошлом. Grid Autosport — это, наверное, первая игра после всяких там FlatOut или Burnout, в которой боишься вовсе не своих ошибок, а того, что тебя вынесут в следующем повороте глупые противники. Здешний искусственный интеллект просто не замечает ни вас, ни друг друга, постоянно устраивает завалы, вылетает, кувыркается, а в некоторых поворотах просто идет на таран.
С одной стороны, это, конечно, веселит и слегка оживляет заезды, но «отматывать время» в который раз кряду из-за чьих-то безумств — занятие не самое приятное. И хорошо еще, если у вас в запасе остались флэшбеки. А то такими темпами гонка на выносливость может быстренько превратиться в гонку на выживание.
При всем при этом Autosport все равно остается прекрасной игрой. Яркой, красивой и увлекательной. Но, как и любой другой проект Codemasters, выпущенный в последние годы, надоедает она гораздо раньше, чем успевает закончиться. В очередной раз, погнавшись за двумя зайцами, авторы не поймали ни одного: для симулятора игра недостаточно глубока и серьезна, а для интересной аркады — не хватает стиля и капельки безбашенности. Хотя если учитывать, что конкурентов в мобильном мире у нее, практически нет, то можно считать GRID Autosport более чем успешным проектом.