Найти тему
Казоку-додзё

Оно-ха Итто-рю: Школа

Оглавление

В памятm о Сасамори Такэми 17-ом Сокэ Оно-Ха Итто-рю, скончавшемся в августе 2017.

Сасамори Такэми
Сасамори Такэми

В Бельгии есть небольшая группа людей с многолетним опытом в традиционных боевых искусствах. В 2011 они начали изучение Оно-ха Итто-рю под руководством Сасамори Такэми во время семинара в Сан-Диего, за которым сразу последовала поездка в Японию. Первоначально они присоединились к немецкой группе, под руководством Андре Отома, который обучался в Рэйгакудо несколько лет. После переезда Андре в Японию, в Брюсселе было организовано Кэйко-дзё и группа стала самостоятельной. Гай Байенс, руководитель группы, публикует материалы по Оно-ха Итто-рю на сайте. Эта статья перевод с английского одной из публикаций.

Мы обучаемся в строгом соответствии с политикой Рэйгакудо, под руководством Ябуки Юджи, 18-го Сокэ Оно-ха Итто-рю. По крайней мере, один раз в год мы бываем в Японии и каждый раз, когда Сэнсеи Рэйгакудо проводят семинары в Европе, мы стараемся принять участие. В июне 2018-го мы провели первый Международный семинар с Ябуки Сокэ, которому помогали Асаи-Сэнсей и Каваками-Сэнсей (оба Мэнкё Кайдэн).
Гай Байенс

Введение

Оно-ха Итто-рю (小野派一刀流) одна из самых влиятельных школ Кендзюцу в Японии.

Кендзюцу (剣術) — искусство (техника) использования меча, обычно подразумевает традиционные школы (Корю: 古流) японского фехтования, которое предшествовало современному Кендо..

Итто-рю (一刀流) обозначает "школу одного меча" (или "школу одного удара") и Оно-ха Итто-рю можно определить, как ответвление Оно от Итто-рю.

Оно-ха Итто-рю преподают в Рэйгакудо (Токио, Япония). Учитывая расстояние и возможности, регулярная практика доступна в Кэйко-дзё (учебном месте), где обучение координируют более опытные практики, и это признается Рэйгакудо. Через такие группы заинтересованные люди могут начать практику Оно-ха Итто-рю, чтобы быть представленными впоследствии учителям Рэйгакудо в Японии или на международных семинарах. В Европе такие группы есть в Италии, Германии, Люксембурге и Бельгии. В России школу Оно-ха Итто-рю в качестве факультатива практикуют во многих клубах Кэндо. "Чистая" школа Оно-ха Итто-рю представлена в додзе Мумокан в Москве.

Рэйгакудо
Рэйгакудо

Рэйгакудо был создан Сасамори Дзюндзо (16-ый Сокэ), который вернул школу в Токио. Его сын Сазамори Такэми (17-ый Сокэ) стал вторым Руководителем Рэйгакудо, а после его смерти в 2017 г. его преемник Ябуки Юджи (18-ый Сокэ) стал третьим Руководителем.

Рэйгакудо
Рэйгакудо

Об Оно-ха Итто-рю

Оно-ха Итто-рю (小野派一刀流) была разработана Оно Джироэмон Тадааки (1565-1628), учеником и преемником Ито Иттосай Кагэхиса, основателя Итто-рю (一刀流).

Оно-ха Итто-рю стала источником других систем. Например, Мидзогути-ха Итто-рю (溝口派一刀流), была основана Мизогути Сингоэмоном Масакацу (учеником второго Сокэ Оно-ха Итто-рю, Оно Дзироэмон Тадацунэ); и Наканиши-ха Итто-рю (中西 派 一刀 流), основана Наканиши Чута Танэсада (ученика 5-го или 6-го Сокэ Оно-ха Итто-рю). Есть множество ответвлений Итто-рю, но Оно-ха Итто-рю остается самой старой из сохранившихся школ Итто-рю. Впоследствии различные ветки Итто-рю оказали значительное влияние на развитие современного кэндо.

Цель школы победить противника одним ударом, отсюда и название «Итто» (一刀), которое можно перевести как «один меч» или «один удар (проход)». Отсыл к «одному» является также философским и указывает, что все начинается с одного и заканчивается одним. «Один» относится и к Кири-отоси (рез с опусканием) основной технике школы. Однако, говорят, что укол или Цуки (突き) самая опасная техника в Итто-рю.

Символ школы круг, который содержит линию и меньший круг:

Все начинается с одного: символ начинается из одной точки, чтобы стать множеством точек на прямой линии. Множество точек образуют линию. В конце линия продолжается и образует маленький круг: линия стремится к завершению, в котором замыкается сама в себя. В конце идеального маленького круга символ продолжается в большом круге, который заканчивается именно там, где он начинался — в малом круге. Большой круг обозначает продолжение совершенствования, превосходство над собой. Смысл двух кругов в том, что вы должны совершенствуясь стремиться к идеалу, но все начинается в одной точке.

Символ (Камон) Оно-ха Итто-рю, из объяснений Сокэ Сасамори. Интересно наблюдать, как кандзи для меча, Tо (刀), и даже концепция одного меча / прохода, Итто (一刀), вписаны в символ.
Символ (Камон) Оно-ха Итто-рю, из объяснений Сокэ Сасамори. Интересно наблюдать, как кандзи для меча, Tо (刀), и даже концепция одного меча / прохода, Итто (一刀), вписаны в символ.
Примечание: это только описание символа. Как и во многих Корю, настоящий символ принадлежит школе и может использоваться только при наличии разрешения.

История Оно-ха Итто-рю

Основателем, Гансо (元祖), Итто-рю, школы боя на мечах, был знаменитый японский фехтовальщик Ито Иттосай Кагехиса (伊東 一刀斎 景久).

Настоящим именем Итосая было Ито Ягоро, и жил он в прибрежной деревне Изу, где прославился уже в молодости, прогнав группу бандитов.

Позже он отправится в путешествие, чтобы стать великим фехтовальщиком. В этом путешествии он достиг храма Цуругаока Хачимангу (посвященного Хачиману, богу войны) в Камакуре, где, воздав дань уважения богам, практиковал свое фехтование.

Цуругаока Хачимангу
Цуругаока Хачимангу

Однажды, при нападении, он неосознанно и не задумываясь вытащил меч и одним ударом поразил своего преступника.

Это вдохновило его на создание «Мусокэн» (夢想 剣), ставшей впоследствии фундаментальной техникой школы.

Ито Ягоро изменил свое имя на Ито Иттосай Кагэхиса после того, как создал «Хоссато» (払 刀), технику, основанную на собственном опыте, когда он отразил нападение нескольких врагов в своей спальне, несмотря на то, что выпил слишком много саке вечером.

До создания собственного стиля, Иттосай также изучал Чудзё-рю у Канэмаки Дзиссай, ученика Тода Сэйген (известного мастера кодати, короткого меча).

Чудзё-рю (а позднее и её ответвления Тода-рю и Канемаки-рю) произошли от Нэн-рю, созданнй в период Нанбокучо (1336-92).

Нэн-рю — это школа кендзюцу, созданная Сома Широ Ёшитомо в 14 веке. В нем лежат истоки Чудзё-рю, а следовательно, и Итто-рю. В последствии Ёшитомо присоединился к Дзуфуку-дзи в Камакуре под буддийским именем Нен Ами Дзион, а еще позже отправился для преподавания на Окинаву. Говорят, что ката «Дзион» в каратэ названо в его честь.

До того, как он стал самостоятельным, Иттосай получил Кодзё Гокуи Готэн — доктрину Гогъё (пять элементов). Готэн хранился как особый секрет Итто-рю.

Итсай постепенно становился сильнее благодаря участию в поединках, но он также медитировал, посещал святыни, осознавая необходимость духовной силы.

Тем не менее, говорят, что когда Иттосай был шугьеша (воин, совершающий Муша Шугье, путешествие для обучения), он дрался более чем на 30 дуэлях, не проиграв ни разу. В конце концов он внезапно исчез, не сказав ученикам, куда он идет.

Иттосай не успел полностью формализовать свою школу. Это было сделано его преемником Оно Джироэмон Тадааки (小野 次郎 右衛門 忠明), который поэтому считается основателем Рюсо (流 祖) Оно-ха Итто-рю.

Оно Джироэмон Тадааки был одним из многих учеников Иттосая. Изначально имя Тадааки было Микогами Тэнзен, он был самураем из клана Сатоми провинции Ава. Однажды Микогами принял вызов Кагэхиса, который путешествовал в поисках поединков. Микогами проиграл и решил последовать за Иттсай в качетве ученика.

За право стать преемником Иттосая, Микогами Тэнзен пришлось провести серьезный поединок с Оно Зенки (другой ученик Иттосая).

Зенки, бывший перевозчик, который бросил вызов Иттосаю при поиске учителя, стал учеником Иттосая до Тэнзена, потому считался старшим. Однако, в поединке победил Микогами Тэнзен и сменил Иттосая, став вторым Сокэ.

Цитата: из DVD «Оно Ха Рю Кендзюцу» Сасамори Такеми (2016):
«Он (Ито Иттосай) хотел остаться беспристрастным, но сказал ему одну вещь: завтра будет поединок, но думай, что он начинается сейчас. Это он сказал Микогами Тэнзен. А Оно Зенки просто сказал, что поединок будет завтра, и отправил его домой. Когда Оно Зенки пришел на место поединка, Микогами Тэнзен там не было. Зенки подумал, что он, возможно, испугался и убежал. Затем взошло солнце, и Тэнзен стоял спиной к восходящему солнцу перед единственным деревом, растущим на небольшом холме. И он занял высоту. Вот, что определило ход поединка. Я хочу сказать, что Иттосай намекнул, сказав думать о поединке, как начинающемся теперь. Микогами Тэнзен понял это и сразу же отправился к месту поединка, проверил местность, также проверил склоны, и во время поединка он использовал самую выгодную позицию. Вот как состоялась передача.»

Позже Микогами служил преподавателем Сёгуну Ткугава, наряду с Ягу Мунэнори из конкурирующей школы Ягу Синкагэ-рю.

На самом деле, Ягу Мунэнори, который уже был инструктором охраны Сёгуна, рекомендовал Микогами, признав экстраординарный талант последнего.

Хотя признано, что Микогами превосходил Мунэнори в искусстве фехтования, его скверный характер привел к тому, что в фаворе был Мунэнори.

Цитата из книги Сасамори Такэми «Бусидо и Христианство»:
До того, как он был нанят Сёгуном, Микогами объявил себя «лучшим фехтовальщиком между Небом и Землей». Обата Канбе Кагенори, самурай, военный эксперт, служащий Сёгунату Токугава, бросил ему вызов. Военные эксперты (Гункакуша) были знатоками в стратегии и тактике. Обата не мог сравниться с Микогами, и после поражения, стал учеником Микогами. Вскоре после этого Микогами встретился с Ягю Муненори, мастером Ягю Синкагэ-рю и инструктором по фехтованию семьи Токугава, но Муненори тоже не смог победить. Именно эти двое рекомендовали Микогами Иэясу. Однако история на этом не заканчивается. Примерно в то же время староста деревни Хизаори (современный город Асака, Сайтама) прибежал в Эдо, чтобы обратиться за помощью к Сёгуну — мечник по имени Ониме убил жителя деревни и заперся в одном из домов. Мы слышали, что опытный мастер меча Микогами Тэнзен сейчас в Эдо. Мы не сможем решить эту ситуацию самостоятельно, если он не придет в нашу деревню! — умолял староста. Услышав это, Иэясу приказал Микогами усмирить преступника, а Обату назначил официальным инспектором. По прибытию в деревню, Микогами вызвал бандита на дуэль и в момент начала поединка отрезал ему обе руки. Микогами спросил Обату: «Должен ли я взять его голову?» и когда Обата кивнул в знак одобрения, Тэнзен обезглавил его одним ударом. Микогами закончила работу быстро и спокойно, в то время как окружающие зрители дрожали от страха. Когда Иэясу получил известие о том, что произошло, он поднял статус Микогами до хатамото и нанял его в качестве инструктора по фехтованию для сына Хидетада.

Микогами стал инструктором по фехтованию сына Сёгуна Хидетада и взял имя Оно Джироэмон Тадааки, он назвал ответвление Итто-рю, которое он разработал «Оно-ха Итто-рю».

Цитата: из DVD «Оно Ха Рю Кендзюцу» Сасамори Такеми (2016):
Нельзя сказать, что Оно Джироэмон создал другую школу, но даже в отношении Сёгуна он не терпел никаких отговорок. Кен-ва-кен (Меч есть меч). Это легенда, но однажды Сёгун рассуждал о Пути Меча. Они сидели на ковре, и Оно Джироэмон, не говоря ни слова, дернул ковер так, что Сегун завалился. Затем он сказал: «Техника владения мечом - это не разговоры, их нужно делать; Вы только что открылись и легко упали». Он делал такие вещи. Так что Сёгун не был очень доволен.
Оно служил Хидетада Токугава, поэтому его не отпустили на фронт и он не участвовал в битве при Секигахара. Но будучи вассалом Хидетады, Оно Джироэмон одержал победу в битве при Сидзугатаке. Это было давно, поэтому его называют зачинателем великих достижений и тому подобного, но на самом деле заслуги Хидетады стали возможны благодаря работе Оно Джироэмона.

В итоге, Тадааки передал ответственность за школу своему третьему сыну Оно Джироэмон Тадацунэ, который позже стал инструктором Токугава Иемицу (внук Токугава Иэясу).

Могила Оно Джироэмон Тэдааки и его сына, Храм Ёкоджи, Нарита
Могила Оно Джироэмон Тэдааки и его сына, Храм Ёкоджи, Нарита

Оно-ха Итто-рю оставалась в семье Оно до Оно Джироэмона Тадакацу (4-й Сокэ), который обучил Цугару "Етчу-но-ками" Нобумаса, главу клана Цугару (ныне город Хиросаки, префектуры Аомори, в северной части Хонсю), который стал основателем Цугару линии.

Оно Джироэмона Тадакацу также обучил сына Цугару Нобумаса, Нобухиса. Цугару Нобухиса вернул передачу школы в семью Оно, обучив Оно Джироэмон Тадахара и Оно Джироэмон Тадаката, которые продолжали семейную линию. В течение некоторого времени, представители семей Оно и Цугару совместно отвечали за передачу знаний Оно-ха Итто-рю.

Передача Оно-ха Итто-рю в семье Оно:

  • Оно Джироэмона Тадааки (小野次郎右衛門忠明)
  • Оно Джироэмона Тадацунэ (小野次郎右衛門忠常)
  • Оно Джироэмона Тадао (小野次郎右衛門忠於)
  • Оно Джироэмона Тадакацу (小野次郎右衛門忠一)
  • Оно Джироэмона Тадаката (小野次郎右衛門忠方)
  • Оно Джироэмона Тадаёши (小野次郎右衛門忠喜)
  • Оно Джироэмона Тадатака (小野次郎右衛門忠孝)
  • Оно Джироэмона Тадацада (小野次郎右衛門忠貞)

Позже, в семье Оно не нашлось преемника, но в кланах Ямага и Цугару продолжилась совместная работа по передаче системы.

Клан Tsugaru управлял Областью Хиросаки, расположенной в северной чати провинции Муцу (современная Префектура Аомори) Они были частью Восточной армии Токугава Иэясу во время сражения при Секигахара.

Даймё из Цугару были последователями Ямага Соко (山鹿 素行), автором Сэйкё ёроку (Основы внутреннего конфуцианства), который утверждал, что в Бусидо важен Рэйги. Он утверждал, что Рэйги не даст результатов без любви и уважения к другому человеку. Фактически сам Ямага Соко был учеником Обата Кагенори, который изучал Оно-ха Итто-рю непосредственно у Оно Тадааки.

В какой-то момент Ямага Соко был выслан из Эдо в Домен Ако (известный благодаря инциденту с сорока семью ронинами) за критику ортодоксальной школы неоконфуцианства Чжу Си, которую поддерживал Сёгунат. Однако он отправил своего приемного сына в клан Цугару. Поэтому в клане Цугару изучали «Ямага-рю» (система стратегии от Ямага Соко) и Оно-ха Итто-рю (Кендзюцу). В результате этих хитросплетений передача школы переместилась из столицы Эдо в клан Цугару.

Передача Оно-ха Итто-рю в семье Цугару (Сокэ):

  • Цугару “Тоса-но-ками” Нобухиса (津軽土佐守信寿)
  • Цугару “Дева-но-ками” Нобуаки (津軽出羽守信著)
  • Цугару “Етчу-но-ками” Нбуясу (津軽越中守信寧)
  • Цугару “Тоса-но-ками” Нобуакира (津軽土佐守信明)
  • Цугару “Дзюдзи” Ясучика (津軽侍従寧親)
  • Цугару “Дзюдзи” Нобуюки (津軽侍従信順)
  • Цугару “Дзюдзи” Юкицугу (津軽侍従順隶)
  • ЦУгару “Тоса-но-ками” Цугуакира (津軽土佐守承昭), последний Даймё Княжества Хиросаки
  • ·Цугару Хидемару (津軽英麿)
  • ·Цугару Ёшитака (津軽義孝)

Несмотря на то, что официальная линия передачи осуществлялось в семье Цугару, было невозможно, чтобы лица с таким высоким статусом обучали простых самураев. Поэтому семья Ямага взяла на себя ответственность за обучение как Ямага-рю (стратегия), так и Оно-ха Итто-рю (Кендзюцу) вассалов клана Цугару. Это было возможным, поскольку Оно Джироэмон Тадаёси и Оно Джироэмон Тадатака обучили всей системе Оно-ха Итто-рю Ямага Хачирозаэмон Таками (самурая клана Цугару).

Передача Оно-ха Итто-рю в семье Ямага:

  • Ямага Хачирозаэмон Таками (山鹿八郎左衛門高美)
  • Ямага Дзироусаки Такаацу (山鹿次郎作高厚)
  • Ямага Томзоу Такакю (山鹿友蔵高久)
  • Ямага Мори Таканбу (山鹿盛衛高之)
  • Ямага Мотоджиро Такатомо (山鹿元次郎高賀)

Через два года после реставрации Мэйдзи (1869 г.) Цугару были освобождены со всех постов после отмены системы Ханов. К счастью, передача Оно-ха Итто-рю продолжалась бывшими самураями клана Цугару, пока в конце концов не была передана Сасамори Дзюндзо (笹森順造).

Сасамори Дзюндзо
Сасамори Дзюндзо

Сасамори Дзюндзо (1886-1976) родился недалеко от современного города Цугару (основан в 2005 году), в префектуре Аомори (ранее провинция Муцу). Сасамори Ёдзо, его отец, был квалифицирован в боевых искусствах, особенно в копье, и был командиром охраны домохозяйств в Цугару.

Дзюндзо начал учиться Итто-рю в 1890-х у Цусимы Кэнпачи, учителя Итто-рю из клана Цугару. После этого он учился в течение длительного периода у Накахата Хидегоро (также был учителем Итто-рю в клане Цугару). После окончания школы префектуры Амори он поступил в университет Васэда, где стал капитаном клуба Кэндо.

В 1926 г. Сасамори Дзюндзо признали в качестве 16-го Сокэ истинной линии Оно-ха от Ямага Мотоджиро Такатомо, предыдущего Соке Оно-ха Итто-рю из семьи Ямага клана Цугару. Более того, глава клана Цугару (Цугару Ёситака, который был отцом Ее Императорского Высочества, принцессы Хитачи), передал Сасамори Дзюндзо все секретные инициационные материалы и документы школы.

Сасамори Дзюндзо был японским политиком в эпоху Тайсе и Сёва и служил в правительстве при премьер-министре Катаяма. Он был также хорошо известен как практик кендо высочайшего уровня (один из немногих 10-х данов и автор книги «Это кендо»), и собрал всю информацию об Оно-ха Итто Рю в книге под названием «Итто рю гокуи" ("Секреты Итто-рю").

Сасамори Дзюндзо вернул школу в Токио, где основал свое додзё, названное Рэйгакудо.

Сасамори Такэми
Сасамори Такэми

Сасамори Такэми (笹森建美), был 17-м Сокэ Оно-ха Итто-рю, взяв на себя обязанности по сохранению школы от отца, Сасамори Дзюндзо, в 1975г.

Сасамори Такэми третий сын Сасамори Дзюндзо родился в Хиросаки (Префектура Аомори) в 1933г. Выпускник Философского факультета университета Васэда, он позже учился в Школе богословия Дюка и Хартфорда (США) и продолжал следовать по стопам своего отца как христианский ученый.

Сасамори Такэми проживал в Сетагая-ку, Токио, Япония. Он служил в церкви Комаба Эдем, являясь одновременно и христианским служителем и Сокэ Кендзюцу.

Сасамори Такэми изучал Оно-ха Итто-рю у Сасамори Дзюндзо, вплоть до смерти отца в 1975 г, после чего он стал преемником не только Оно-ха Итто-рю, а также и О-нагината Чокуген-рю и Синмусо Хаясизаку-рю Иай.

Скончался Сазамори Такэми в августе 2017 г. в возрасте 84 лет.

Ябуки Юджи
Ябуки Юджи

Ябуки Юджи (矢吹裕二) – 18-й,, текущий Сокэ Оно-ха Итто-рю.

Ябуки Юджи, Отдел столичной полиции Токио, преподаватель Кендо (Кюоши, 7-ой дан). Родился в городе Иваки (префектура Фукусима) 10-ого февраля 1970 г. В 1992 он поступил на службу в Отдел столичной полиции (Кэйшичо), где начал изучать Оно-ха Итто-рю под руководством Ишияма-Сэнсея (8-ой дан Кендо, ученик Сасамори Дзюндзо).

В 1998 он стал прямым учеником 17-ого Сокэ Оно-ха Итто-рю, Сасамори Такэми. Получил Мэнкё Кайдэн от Сасаори Такэми, и в конечном итоге был определен 18-м Сокэ и третьим Руководителем Рэйгакудо.

Ябуки Юджи посвящает свою жизнь воплощению дружелюбия и вежливости (Энман 円満), как завещал предыдущий Сокэ.

Примечание: кандзи для Эн (円) также может произноситься как «Мару» (кружок). Следовательно, Энман также может быть переведен как полностью круглый. Круг отсылает к Камону школы, но также присутствует во многих техниках. На самом деле многие Ваза выполняются через создание маленького круга (Команджи). Манджи (卍) символ, используемый в буддийских храмах, его форма символизирующая бесконечный цикл. Команджи — это маленький Манджи.

Родословная Итто-рю (一刀流):

Линия передачи Оно-ха Итто-рю
Линия передачи Оно-ха Итто-рю
Примечания:
· Это сокращенная линия передачи, с полной можно ознакомиться в книге Сасамори Дзюндзо «Итто-рю Гокуи» (на японском языке).
· Джироэмон (次郎右衛門) также пишут как Джироуэмон, оба варианта правильные так как имя состоит из Джиро (次郎), У (), Эмон (衛門).

Большинство нюансов школы долгое время хранились в секрете, но были представлены широкой публике Сасамори Дзюндзо в книге «Итто-рю Гокуи».

Есть еще обучающий DVD от Сасамори Такэми (17-ый Сокэ Оно-ха Итто-рю) на японском языке с английскими субтитрами. Некоторые цитаты из этого видео включены в данный текст, однако мы настоятельно рекомендуем послушать объяснения самого Сокэ. Также есть его книга «Бусидо и Христианство», переведенная на английский Марком Хейгом, отличный источник для тех, кто не читает по-японски.