Афганские моджахеды или душманы — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированные исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в ДРА и Афганистане, в 1979—1992 годах.
Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооружённой борьбы против военного присутствия «шурави» и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды движения «Талибан», другая — отряды «Северного альянса». Слово «моджахед» — арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру, одновременно являясь наименованием участника джихада или мятежника (повстанца). Советская армия и афганские власти называли их душманами, либо просто мятежниками, а советских солдат афганцы именовали шурави. Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы».
Идеология
Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии душманов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца -
защищать от неверных свою Родину - Афганистан и свою веру - священный ислам».
Духовные и политические лидеры душманов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооружённых отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения душманами была одержана безоговорочная победа.
Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
Иногда различные по численности, боеспособности, оснащённости и степени организации вооружённые формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооружённым столкновениям между самими душманами.
Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
Каждый год численность членов вооруженных формирований душманов, начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической
прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвлённую и хорошо организованную разведывательную сеть.
Отряды душманов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, рода - племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
Вывод: Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина — различный национальный состав , разные источники спонсорской помощи.