Найти тему

Манекены эпохи ар деко: застывший лик моды

Манекен для демонстрации дамских шляпок, 1920-е.  Музей Виктории и Альберта, Лондон. Официальный сайт - www.vam.ac.uk
Манекен для демонстрации дамских шляпок, 1920-е. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Официальный сайт - www.vam.ac.uk

Кто из нас не заглядывался на молчаливых демонстраторов моды в глянцевых витринах пассажей?! Редко когда эти свидетели нашей жизни поражают своей индивидуальностью, обычно их внешний вид и телосложение - типовое, лишённое разнообразия. Отчасти это определено единственным назначением манекенов, которое ограничено демонстрацией коллекции одежды и аксессуаров.

Морис де Жермон. Манекен la garçonne, 1928.  Musée des années 30, Париж, официальный сайт - www.boulognebillancourt.com/loisirs/culture/les-musees/musee-des-annees-trente
Морис де Жермон. Манекен la garçonne, 1928. Musée des années 30, Париж, официальный сайт - www.boulognebillancourt.com/loisirs/culture/les-musees/musee-des-annees-trente

В 1920-е -1930-е годы в модных европейских домах - французских, английских, бельгийских, немецких, испанских etc - в приоритете была оригинальность, поэтому приглашали художников-декораторов, в компетенции которых входила разработка "своего" манекена. В одной из статей "Рене Магритт и модный дом Norine" показывала манекен для шляпок, которую придумал "магический реалист" Рене Магритт для брюссельского модного дома Пауля-Густава и Онорины ван Хек. Если сравнивать работу бельгийского художника и француза Мориса де Жермона, то можно увидеть определённое сходство. Художники стремились идеализировать образ современницы и найти выражение определенного типажа. Однако в этой области были мастера, которые шли вразрез существующим стандартам, создавая уникальные во всех смыслах манекены. Один из них - Пьер Иманс.

Восковые эксперименты, выставленные в Музее Мадам Тюссо, казались Пьеру Имансу банальными и гротескными, а вот работы парижского скульптора Альфреда Гревена, одного из главных моделистов в Музее Гревена, вызывали восхищение и, по его мнению, являются шедеврами, т.е. полноценными произведениями искусства. Действительно, в скульптуре с античности использовалась практика покрытия деревянных моделей полихромным воском, и в конце XIX - начале XX века возрождалась. Такая дополнительная обработка поверхности с помощью цветного воска позволяла придать скульптурному образу особенную реалистичность.

Giovanni Francesco Pieri . The Lady of Sorrows. 1759. Labirinto della Masone, Фонтанеллато, Италия. Официальный сайт - www.labirintodifrancomariaricci.it
Giovanni Francesco Pieri . The Lady of Sorrows. 1759. Labirinto della Masone, Фонтанеллато, Италия. Официальный сайт - www.labirintodifrancomariaricci.it

Пьер Иманс, который детально изучил основы керопластики, сумел достичь невероятных результатов, добившись натуралистичности в передачи человеческого тела. И надо сказать, в этих экспериментах он был не одинок, демонстрационные манекены, выпускаемые компанией Siégel, также активно использовали воск, чтобы создать иллюзию бархатной кожи.

У каждого экземпляра был свой персонифицированный и весьма реалистичный, антопоморфный образ, своё уникальное имя! Надин, Элейн, Роберта, Луи, Жан... И вне зависимости от типа - детский, мужской или женский - к манекену прилагался набор, куда входил не только парик и ресницы из натуральных волос, но и специальный грим для лица, с помощью которого можно было сделать отличный макияж. Белоснежной улыбке позавидовал бы каждый, зубки у безмолвных кукол-фарфоровые. Можно было бы заподозрить в таком стремлению к натуралистичности болезненное желание скульптора создать свою Галатею, но среди творений Иманса есть не только мальчики и девочки, мужчины и женщины, но и возрастные модели, убелённые сединами, с мимическими морщинами. Такая детализация доказывает, что его работы находятся между высоким искусством и коммерцией.