В 305 г. до н. э. жители греческого острова Родос подверглись осаде знаменитого полководца Деметрия Полиоркета (по-гречески его прозвище означало "осаждающий города"), но героически выдержали ее. В честь этой победы родосцы решили воздвигнуть колосс (огромную статую) покровителя острова - бога Гелиоса, а при сооружении использовать захваченные в бою трофеи (доспехи врагов, оружие). Выбор не случайно пал именно на Гелиоса, считалось, что женой Гелиоса была дочь Посейдона нимфа Рода, связанная с островом.
Знаменитый скульптор Харет был удостоен чести создать бронзовое изваяние божества. Приступив к работе над 32-метровой статуей, Харет соорудил металлический каркас и покрыл его глиной . Вокруг глиняной формы соорудили насыпь, по которой шла винтовая лестница, к окончанию строительства достигшая головы колосса. Каркас стали обшивать бронзовыми листами. Начали с ног, и чем дальше продвигались мастера, тем выше становилась насыпь. Для устойчивости полой статуи ее по мере сооружения заполняли камнями. Всего на Гелиоса пошло 12 т бронзы (для наглядности: на памятник Минину и Пожарскому ушло 20 т бронзы), вес камней, глины и песка никто не считал. Статуя Гелиоса была настолько огромной, что палец его руки был больше человеческого роста.
Колосс не простоял и 70 лет с момента сооружения: в 224 г. до н. э. на Родосе произошло сильное землетрясение, и гигантская статуя рухнула. Кстати, тогда и появилась фраза о вещах с виду внушительных, но на поверку непрочных - "колосс на глиняных ногах" (хотя у реального колосса Гелиоса ноги, конечно, были не глиняными). Гигантские обломки пролежали у гавани Родоса еще почти тысячу лет, но потом их купил какой-то купец. Говорят, обломки статуи с трудом погрузили на 900 верблюдов...
Интересный факт: Статуя Колосса Родосского выполняла еще и функцию маяка: в правой руке бронзового Гелиоса горел огромный костер, указывающий морякам путь в гавань.