Из нашей беседы вы узнаете, как сложились четыре последних сезона «Лейрии», о том, почему с португальцами договариваться сложнее, чем с русскими, когда «Краснодар» обойдет «Бенфику», как получилось, что "Локо" не выиграл чемпионство с Леонидом Кучуком, и почему не стоит ждать спроса на португальских тренеров в России.
«Ведем переговоры о продаже «Лейрии», хотим остаться в партнерских отношениях»
- Как дела с «Лейрией», учитывая, ситуацию с коронавирусом и то, что сезон завершен досрочно ?
- Федерация футбола Португалии решила приостановить чемпионат, так что никто не вылетает. Единственное, не приняли решение, кто выйдет в сегунду. Пока ребята сидят по домам, а легионеры не могут улететь в свои страны.
- Федерация футбола создала фонд для поддержки команд третьего дивизиона – 35 тысяч евро на клуб. В местной прессе писали, что «Лейрии» уже оказали поддержку.
- Разговоры идут, но пока никаких выплат не было. Мне об этом неизвестно. Помощник пытается мониторить эту историю. Если и будут выплачивать, то «Лейрия» получит в последнюю очередь.
- Как вообще сейчас клуб функционирует?
- Ребята получили деньги за февраль. Надеюсь, в ближайшее время выплатим зарплаты до апреля. Дальше обязательства на себя должны взять профсоюз и федерация – они будут помогать профессиональным футболистам. А любителям придется встать на биржу труда. Мы тоже будем поддерживать футболистов, которые останутся в «Лейрии».
- Вы говорили, что продаете клуб. Пока будет режим карантина, покупателя найти невозможно?
- Мы с лета пытаемся найти достойного покупателя. И хотим остаться в партнерских отношениях. Считаю эту площадку в Португалии очень перспективной. Пока мы ведем переговоры. Ребята, которые хотят приобрести клуб, очень сильны в футболе. У нас раз в неделю проходит видеоконференция, обсуждаем, как лучше им передать управление. Идет сбор документов. Уже провели аудит, ждем цифры. Думаю, мы договоримся.
«Во всех четырех сезонах нефутбольная составляющая сыграла роль в невыходе в сегунду»
- Команда каждый год была близка к выходу в сегунду. Расскажите, почему не получалось сделать завершающий шаг?
- В сезоне 2015/16 за два тура до конца случилось невероятное - было непонятное обвинение в мой адрес. В поседениях двух турах я не участвовал в жизни клуба. За решёткой болел и ждал результатов. Первый матч после этого инцидента ребята выиграли на Азорских островах 4:1. Осталось победить в последнем матче, того соперника мы могли бы обыграть. Но настроение было тяжелое. Никто не понимал, что происходит – выйдет президент или нет. В конце концов, не вышел. На домашнем матче собралось много людей, но мы сыграли вничью. По понятным причинам: во-первых, вряд ли кто хотел пускать «Лейрию» в сегунду, да и настроение у ребят было сложное, хотя матч мотивировал. Но когда они столкнулись с судейским беспределом, стало понятно, что шансов никаких нет. Ребята сыграли 1:1, нам этого не хватило. Так мы пережили этот сезон. Хотя регулярный чемпионат мы закончили с отрывом в районе 15 очков, не меньше. Побили рекорд лиги, рекорд «Лейрии» по сухим матчам. Команда была опытная, способная решать серьезные задачи. Но во всех 4 сезонах нефутбольная составляющая сыграла свою роль в невыходе в сегунду.
- Сезон 2016/17 – что тогда случилось?
- Он для нас вообще был тяжелым. Команду мы собирали в сложных условиях - после того как с нас сняли обвинения, и оставалось мало времени до начала чемпионата. Мы кое-как, на коленках, собирали состав и решали, как провести этот сезон. Начали очень плохо, нас уже все списали. Потом пошла серия побед – 8 матчей подряд. И опять вернулись в борьбу. Все решалось в последнем туре. Нам нужно было забить на один мяч больше, чем соперник, который играл параллельно, и с которым у нас все показатели были равными. Мы играли с командой, которая шла на последнем месте и в среднем пропускала 4 мяча за матч. Наш соперник играл с крепким середняком, который и нас, и их победил в домашних матчах. На 64-й минуте мы вели 5:0, в матче на Азорских островах был счет 1:1. В конце концов мы выиграли 6:0, а тот матч закончился 7:1. Сами смотрите, насколько там был серьезный футбол. После этого на португальском ТВ все это осуждали, даже было заведено уголовное дело. Но «Лейрия» в плей-офф не вышла. Дело архивировали через год. Отмечу, что сейчас обе команды не играют в профессиональном футболе.
- Что было дальше?
- Мы быстро пережили эту ситуацию, понимали, что не были до конца готовы к этому сезону. Сразу же начали готовить команду на следующий сезон. Еще в зимнее трансферное окно укрепились. Поменяли тренера, вернее, он сам ушел, даже не доработав до последнего тура в регулярном чемпионате. Опять же по неизвестным нам причинам. Мы очень хорошо подготовились к сезону 2017/18. Где-то туров за пять до конца вышли в плей-офф, показали лучший результат по забитым и пропущенным мячам. В итоге вышли в полуфинал плей-офф, оставался шаг до сегунды. Сыграли 0:0 на выезде, но уже там чувствовалось, что нас в сегунде не ждут. По моментам у «Лейрии» было больше шансов выиграть, но нас тормозили, не давали в наш футбол сыграть. Я не склонен валить все на судей, но это факт. Осталась домашняя игра, где нужно было выигрывать. В городе ажиотаж – пришло 15 тысяч болельщиков, это вообще рекорд в истории «Лейрии», практически все жители города. Мы были мотивированы, старались исключить все непонятные ситуации, с которыми можем столкнуться в день матча. Но судейство опять было безобразным. Когда соперник забил гол (1:1), вся команда легла, и их только лечили до финального свистка. Был там курьезный момент, связанный с нашим игроком, сенегальцем.
- Что он придумал?
- Я прихожу на стадион за два часа до игры, меня встречает спортивный директор. И говорит, вот наш товарищ там колдовал, что-то копал в воротах, но вообще все хорошо. Окей. Началась игра, первый тайм 0:0, потом мы забиваем гол, все хорошо. И тут происходит стычка между ребятами из Сенегала из нашей команды и команды соперника в нашей штрафной. Я только после встречи узнал – оказывается, игрок соперника увидел куклу вуду, закопанную нашим игроком у ворот. Он ее вытащил и выкинул за бровку. Не поверите, но в следующем моменте, при угловом, получаем курьезный гол, счет 1:1, и мы никуда не выходим. У нас был подобный случай еще в игре на Кубок с «Авешем». Тогда наш футболист обложил раздевалку свечами, посыпал солью скамейку запасных. Потом поговорили с командой и сказали: «Колдуйте дома, если хотите».
Переход Ерохина из «Урала» в «Ростов» - самая трудная сделка
- К другой теме: самая тяжелая сделка по переходу игрока, которую вы проводили?
- В каждой есть свои трудности. Наверное, переход Ерохина из «Урала» в «Ростов». Мы очень долго не могли разрешить этот вопрос с Григорием Ивановым. Да и Александр сомневался сильно. Он получил место в составе, играл, хотел попасть в сборную. И переживал, что со сменой клуба ему будет сложнее. Он хотел попасть к Бердыеву, но переживал, вдруг, что-то пойдет не так. Как оказалось, каким бы ни был трудным этот переход, он пошел в плюс.
- С кем легче договариваться: с российскими или португальскими клубами, если речь идёт о переходе игрока?
- С португальскими клубами очень тяжело. Что «Бенфика», что «Брага»… Может, на вход попроще, а на выход очень сложно.
- То есть, у них невозможно выбить скидку?
- Можно, но придется потратить очень много времени. Плюс они любят поторговать тем или иным предложением и набивают интерес к игроку, цену. Когда эти клубы берут футболиста, все намного проще. У них есть свои рамки и за них они не выходят.
«Почему «Локо» не выиграл титул с Кучуком? Футболисты «Локо» не успели переварить поражение «Зенита»
- Леонид Кучук возглавил минское «Динамо» на днях. В Россию его не зовут?
- Увы, в последние два года таких явных предложений не было.
- Тем не менее, он чуть не выиграл титул с «Локо». Почему команда тогда остановилась в шаге от титула, есть предположение?
- В основе всего лежит не игра «Ростов» - «Локомотив», а матч, который состоялся раньше – «Зенит» - «Динамо». Всем известно, что «Ростов» играл через 4 дня после выигранного кубка России. В эти дни уместился перелет с празднованием, восстановление и игра с «Локо». Леонид Кучук готовился к этой игре как к последней. Но вот это поражение «Зенита» футболисты «Локо» не успели переварить. Они понимали, что на одной ноге обыграют «Ростов». Не знаю, что произошло с «Ростовом» - команда вышла как на последний бой. И переиграла «Локо», который недооценил соперника. Кто именно из футболистов недооценил ростовчан, сложно сказать. Нельзя вешать на Кучука это поражение. Наверное, можно провести анализ и понять, кто из футболистов показал не ту игру, что обычно. А собраться на ЦСКА железнодорожникам было уже сложно.
- Это никак не связано с тем, что некоторые легионеры, например, Буссуфа и Диарра, были сконцентрированы не на футболе?
- Думаю, нет. Те легионеры, что были в команде, профессионалы. На них игра «Зенит» - «Динамо» не особенно отразилась. Они ее и не смотрели. А русские ребята смотрели, и понимали - класс, «Зенит» отрезали. А вышло, что отрезали их.
«Краснодар» в какой-то момент опередит «Бенфику»
- Вернемся к португальской теме: у кого лучше всего работает спортивный департамент? Кроме «Бенфики».
- После «Бенфики» я бы поставил «Брагу». Я знаю, как они работают, внимательно просматривают игроков в Португалии. Встречаю скаутов «Браги» чаще, чем «Порту». Может, потому, что «Порту» больше на севере работает, поэтому к «Лейрии» нет такого интереса. А «Брага» везде, это видно по селекции – из Африки футболисты приезжают, весь рынок Португалии изучается. «Брага» сейчас борется с «Бенфикой» за таланты.
- Мне всегда хочется сравнить «Бенфику» с «Краснодаром», потому что оба клуба делают ставку на академию. Можно такие параллели привести? В России реально выстроить такую же систему?
- Там история больше, есть традиции. А «Краснодар» только начинает прививать традиции ребятам, которые приходят в академию, учит их играть в комбинационный футбол. В «Бенфике» то же самое – в этом плане их можно сравнить. Думаю, что у «Краснодара» амбиций побольше, масштаб выбора футболистов больше. И в какой-то момент он опередит «Бенфику».
- Что касается ваших португальских коллег – президентов клубов. Кто самый крутой?
- Луиш Филипе Виейра («Бенфика»), конечно. Второй - Антониу Салвадор из «Браги». Я бы Пинту да Кошту («Порту») сейчас не поставил и в первую пятерку. При всем уважении, из-за возраста он потерял хватку. В «Порту» скоро произойдут изменения, и «Бенфике» будет опять сложно бороться.
- А если говорить о середняках? Вот мне нравится работа руководства «Риу Аве».
- Если брать только первую команду, то да, они работают неплохо. Но я бы привел в пример «Санта-Клару». Ребята с Азорских островов. Про них, конечно, говорят, что это фарм-клуб «Бенфики», но я не хочу в это верить. Посмотрите, как они работают, отбирают очки у грандов, находят сильных футболистов. На острова затащить игроков сложно. Постоянные перелеты – это ад, ветер не дает нормально тренироваться. «Белененсеш» очень хорошо работал. Но там жесткий конфликт между акционерным обществом и клубом.
«Многие португальские тренеры хотят работать в России»
- Португальские тренеры и Россия - как оцениваете возможность успешного сотрудничества?
- Не думаю, что будет повальный приезд португальцев в Россию. Очень многие реально хотят тут работать, не только в России, но и вообще в Восточной Европе. Их очень много, школа сильная, площадок много, но они безденежные. Им хочется вырваться. Представьте, если начинаешь работать в третьем дивизионе, где из 72 команд в сегунду выходят 2. Ты можешь весь сезон показывать лучший футбол, отличаться от других, дойти до плей-офф и не выиграть. У тебя уже клеймо. А другой тренер, который каким-то образом доковылял до плей-офф, а потом случайно выиграл, уже имеет цену. Плюс адаптация в России будет влиять - нужно привыкать к климату, перелётам, менталитету. Прийти в топ-клуб – да, может быть. А сейчас станет меньше легионеров, на кого опираться? Чисто интуитивно ты опираешься на легионеров, потому что тебе с ними легче общаться, кажется, что вы на одной волне, и они тебя поддержат. В условном «Зените» или «Спартаке», наверное, попроще. Есть ресурсы, структура, там нечаянно можно даже чемпионат выиграть.
- К вам обращались в качестве посредника? Дескать, хотели бы найти работу в российском клубе?
- Конечно, обращались. Даже те, что у меня работали. В Португалии у меня хорошие отношения и с тренерами, и со спортивными директорами, и с агентами. Но я просто так не буду предлагать тренера клубу.
- Примеры приведете?
- Нет, но это были и тренеры примейры, просили помочь, если есть возможность. Я стараюсь в разговоре понять, что тренеру надо. Одно дело, можно взять тренера потому, что он знает португальскую кухню, но он может не быть тем специалистом, который выведет условный «Арсенал» в еврокубки. Но и спроса на тренеров из Португалии у нас особенно нет.
- Кстати, о спросе. Российские клубы нечасто смотрят на чемпионат Португалии, когда дело касается трансферов - по крайней мере такое создается впечатление. Почему, как думаете?
- Во-первых, далеко. Во-вторых, для того, чтобы найти футболиста, который нужен именно тебе, необходимо очень хорошо знать португальский рынок и игроков. Если брать грандов, все они хотят получить игрока гранда, то есть из «Бенфики», «Спортинга» и «Порту». Но у них ценник намного завышен. А когда ты говоришь, что есть хороший защитник или полузащитник из «Риу Аве» или «Белененсеша», то отношение такое: «А, это уже не наш уровень». «Краснодар» рискнул и взял Кайо из «Санта-Клары», взял по определенным критериям, парень адаптировался, заявил о себе, и сейчас уже имеет цену.
- Кого можно было бы теоретически привезти в Россию из хороших игроков португальских клубов?
- Не могу назвать имен, но очередь из футболистов выстроится, чтобы играть в России. В Португалии о нашем чемпионате очень хорошее мнение. Все, кто раньше приезжал, за исключением, может, Руя Мигела, довольны. Португальцы с удовольствием пойдут и в клубы-середняки. Но их же надо отследить, понять трансферную историю, что с ним делать. Нужно просто доверять мнению скаутов, спортивных директоров, брать задешево, продавать задорого. Португальцы давно к этому пришли.