Найти тему
MAD TOSBY

Мраковирус: «Гладиатор» от Данелии

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Ге­ор­гий Да­нелия на про­тяже­нии все­го ре­жис­сёр­ско­го твор­чес­тва ста­рал­ся сни­мать каж­дую но­вую кар­ти­ну так, что­бы она со­вер­шенно от­ли­чалась от ос­таль­ных сво­их «пред­шес­твен­ни­ков». «Слё­зы ка­пали» — «грус­тная сказ­ка», ко­торая дей­стви­тель­но, как от­ме­чал мэтр, за­няла в его филь­мог­ра­фии осо­бое мес­то

В од­ном из на­ших пре­дыду­щих раз­бо­ров мы от­ме­тили, что фильм-ан­ти­уто­пия «Кин-дза-дза!» (1986) был, по­жалуй, са­мой труд­ной ра­ботой в жиз­ни Ге­ор­гия Ни­кола­еви­ча в пла­не не­веро­ят­но нап­ря­жён­но­го съ­ёмоч­но­го про­цес­са в не­щад­ных кли­мати­чес­ких ус­ло­ви­ях в Ка­раку­мах, а так­же из-за тра­гичес­кой по­тери ре­жис­сё­ром сво­его сы­на в пе­ри­од тех съ­ёмок. Ес­ли го­ворить объ­ек­тивно, опи­ра­ясь на ме­му­ары Да­нелии, то каж­дый его про­ект соп­ро­вож­дался прег­ра­дами, иной раз по­хожи­ми на за­бав­ные анек­до­тич­ные прик­лю­чения, а иной раз на не­шуточ­ные судь­бо­нос­ные про­ис­ки. Соз­да­нию кар­ти­ны «Слё­зы ка­пали» (1982) пред­шес­тво­вали в жиз­ни мэт­ра та­кие пе­релом­ные со­бытия, как кон­чи­на его ма­тери — ки­норе­жис­сё­ра Ме­ри Ан­джа­парид­зе — и собс­твен­ная кли­ничес­кая смерть, про­изо­шед­шая в том же 1980 го­ду. Тог­да Да­нелия, на­ходив­шись без соз­на­ния в опе­раци­он­ной, дваж­ды ви­дел по­чив­шую мать, сде­лав­шую ему от­ри­цатель­ный жест, пос­ле че­го он, мож­но ска­зать, вер­нулся с то­го све­та.

В ту по­ру мас­те­ру важ­но бы­ло сде­лать кар­ти­ну, че­рез ра­боту над ко­торой он смог бы пре­одо­леть хан­дру и об­рести же­лание к даль­ней­шей жиз­ни. Та­ким филь­мом и ста­ли «Слё­зы», где за ос­но­ву сю­жета взя­та фа­була сказ­ки Хан­са Крис­ти­ана Ан­дерсе­на «Снеж­ная ко­роле­ва». По сце­нарию, на­писан­но­му Да­нели­ей в со­ав­торс­тве с Алек­сан­дром Во­лоди­ным и Ки­ром Бу­лычё­вым (он же Игорь Мо­жей­ко), зло­вещий ос­ко­лок раз­бивше­гося вол­шебно­го зер­ка­ла трол­ля слу­чай­ным об­ра­зом по­пада­ет ехав­ше­му в трол­лей­бу­се Пав­лу Ва­сину (Ев­ге­ний Ле­онов), за­веду­юще­му от­де­лом рай­ис­полко­ма. В од­но­часье бе­зобид­ный граж­да­нин ста­новит­ся вред­ным вор­чли­вым ми­зан­тро­пом, вы­жива­ющим из квар­ти­ры всю свою семью и се­ющим се­мена раз­до­ра с кол­ле­гами и ста­рыми друзь­ями. Ге­рой, ви­дящий ок­ру­жа­ющих лю­дей в ис­клю­читель­но от­ри­цатель­ном, осу­дитель­ном све­те, за­ходит в жиз­ненный ту­пик и ока­зыва­ет­ся под уг­ро­зой са­мо­унич­то­жения.

То, что Ва­син ста­новит­ся жер­твой бро­шен­но­го на зем­лю се­мени зло­го вол­шебни­ка, мы по­нима­ем глав­ным об­ра­зом по за­кад­ро­вому уда­ру ко­локоль­чи­ка, пос­ле че­го ге­рой трёт глаз, зак­ры­ва­ет фор­точку в тран­спор­те, и его бла­жен­ное нас­тро­ение сме­ня­ет­ся не­доволь­ным взгля­дом, об­ра­щён­ным с эк­ра­на на нас. Ко­лос­саль­ное зна­чение в пе­реда­че нас­тро­ения в этом филь­ме име­ет а­уди­аль­ная сос­тавля­ющая: тос­ку наг­не­та­ют уда­ры уча­щён­но­го сер­дце­би­ения в мо­мент по­сеще­ния на­шим «Га­ем» рес­то­ран­ной дис­ко­теки, нак­ла­дыва­ющи­еся один на дру­гой те­лефон­ные звон­ки в ис­полко­мов­ской кон­то­ре, да и са­ма тре­вож­ная му­зыка Гии Кан­че­ли, яв­ля­юща­яся здесь чем­пи­оном по пе­реде­лыва­нию сре­ди всей му­зыки к филь­мам Да­нелии.

Кро­ме то­го, здесь зву­чат нес­коль­ко пе­сен, од­на из ко­торых — «Дру­зей те­ря­ют толь­ко раз…» в ис­полне­нии са­мого ре­жис­сё­ра — яв­ля­ет­ся грус­тным дру­жес­ким воз­ды­хани­ем по без­вре­мен­но ушед­ше­му Ген­на­дию Шпа­лико­ву, ав­то­ру это­го сти­хот­во­рения. Во­каль­ное ис­полне­ние не­кого ар­тиста, из­на­чаль­но приг­ла­шён­но­го на за­пись этой пес­ни, не ус­тра­ива­ло ре­жис­сё­ра и не соз­да­вало же­ла­емо­го эмо­ци­ональ­но­го эф­фекта. И тог­да сош­лись на том, что­бы пес­ню ис­полнил сам Ге­ор­гий Ни­кола­евич. По­лучив­ший­ся ва­ри­ант одоб­рил и Кан­че­ли, и прос­лу­шав­ший за­пись Юрий Баш­мет. Та­кое грус­тное ли­ричес­кое пе­ние Да­нелии по­лучи­лось удач­ным бла­года­ря то­му, что в тот мо­мент ре­жис­сёр вспо­минал свою пос­леднюю встре­чу с дру­гом-по­этом, его поз­дние ру­копи­си, раз­ле­тев­ши­еся по лес­тнич­ной пло­щад­ке из-за сквоз­ня­ка в не­зак­ры­той квар­ти­ре.

Фильм имел ра­бочее наз­ва­ние «Гла­ди­атор». По­чему же? В этой ис­то­рии по­каза­но про­тивос­то­яние че­лове­ка, уви­дев­ше­го изъ­яны при­выч­ной ок­ру­жа­ющей его дей­стви­тель­нос­ти, ужас­нувше­гося это­му и бе­зус­пешно пы­та­юще­гося ис­пра­вить эти изъ­яны че­рез ссо­ры, от­ка­зы, зап­ре­ты, дав­ле­ние на дру­гих лю­дей. Вспо­мина­ет­ся вы­шед­ший в том же 1982 го­ду куль­то­вый фильм Ро­мана Ба­ла­яна «По­лёты во сне и на­яву». Од­на­ко дра­му с Оле­гом Ян­ков­ским в глав­ной ро­ли тра­дици­он­но от­но­сят к ки­нема­тог­ра­фу о кри­зисе сред­не­го воз­раста со­вет­ско­го ин­телли­ген­та в кон­тек­сте со­ци­аль­ной ис­черпан­ности зас­той­но­го вре­мени, объ­еди­няя её в один ряд с «Осен­ним ма­рафо­ном» (1979) Да­нелии и «От­пуском в сен­тябре» (1979) Ви­талия Мель­ни­кова. Все эти филь­мы ус­ва­ива­ют­ся зри­теля­ми дос­та­точ­но лег­ко от то­го, что про­ис­хо­дящие здесь ис­то­рии в ду­хе соц­ре­ализ­ма поз­во­ля­ют пуб­ли­ке иден­ти­фици­ровать ре­аль­ность с про­ис­хо­дящим на эк­ра­не. Кар­ти­на же «Слё­зы ка­пали», по­зици­они­ру­емая как сказ­ка и не при­нятая ни на­чаль­ством, ни кри­тика­ми, ни зри­теля­ми, пе­рено­сит­ся в ре­алии 80-х и раз­ви­ва­ет­ся в деп­рессив­ном, нер­вном, труд­но вос­при­нима­емом клю­че. На­тураль­ная бы­товая сре­да пре­да­ёт заб­ве­нию за­дан­ное на стар­те ус­ло­вие, что всё это сказ­ка, и даль­ней­шая ло­гика по­веде­ния глав­но­го ге­роя не под­да­ёт­ся здра­вому смыс­лу наб­лю­дате­лей се­го дей­ствия.

От­ли­читель­ная осо­бен­ность филь­ма «Слё­зы ка­пали» в том, что он не ве­селит зри­теля иро­ни­ей и мяг­ким юмо­ром, как это де­ла­ют дру­гие лен­ты Да­нелии, а вы­нуж­да­ет хоть чу­точ­ку, но на­дор­вать своё сер­дце. Это тот не­час­тый слу­чай, ког­да ки­но сня­то не для то­го, что­бы сгла­дить не­лёг­кую жизнь лю­дей, но ра­ди собс­твен­но­го спа­сения ав­то­ра, выс­во­бож­да­юще­го из се­бя на­коп­ленную го­речь в своё про­из­ве­дение. Ка­кова же кар­ти­на на пред­мет ре­жис­су­ры и изоб­ра­зитель­ной вы­рази­тель­нос­ти? Сам ре­жис­сёр счи­тал эту ра­боту по­силь­нее «Осен­не­го ма­рафо­на» и весь­ма до­рожил ей. Фильм дей­стви­тель­но ярок и вы­рази­телен в ху­дожес­твен­ном от­но­шении: смот­реть его без зву­ка, воз­можно, бу­дет ин­те­рес­нее и при­ят­нее, а это го­ворит о про­яв­ле­нии под­линной ки­нема­тог­ра­фичес­кой при­роды. Сбра­сывать ли со сче­тов са­мую мрач­ную ки­нолен­ту Ге­ор­гия Да­нелии или по­пытать­ся пой­ти ей навс­тре­чу? На это от­ве­тим тем, что пос­ле вто­рого прос­мотра «Слёз» от­но­шение к ним ста­нет снис­хо­дитель­нее, чем пос­ле пер­во­го.