В первой и второй частях этой статьи мы с вами разбирались, как вообще возник план "Барбаросса", почему он был таким... неадекватным, и что из плана "Барбаросса" можно, собственно, считать планом военной операции, а именно - план приграничного сражения.
Отлично, разобрались. Что же с теми "широкими черными стрелами на Киев, Ленинград, и Москву"? Не было?
Ну почему. Было. Помимо плана "Барбаросса" - была еще и директива "Барбаросса". Указания высшего руководства Германии, какие цели преследует война против СССР, и какие задачи стоят перед германскими вооруженными силами. Ну и, как сказали бы любители компьютерных игр, "условия победы" - достижение каких результатов можно будет считать окончанием "восточного похода".
Поэтому, в процессе разработки плана "Барбаросса", немецкий генералитет не мог не учитывать эти "пожелания" (а на самом деле - требования) высшего руководства Рейха и лично товарища фюрера.
Как это выглядело на практике?
Во-первых, я уже отмечал откровенно-авантюрное построение плана "Барбаросса", с точки зрения оперативного искусства.
Причин тому несколько. Первая - это снисходительно-презрительное отношение и к советскому генералитету, и к русскому солдату, и, особенно, к советской военной машине. Ну примерно как у "Мерседеса" - к "Запорожцу". Ну ладно, к "Жигулям". Но всяко не более уважительное: работает? ездит? будьте уже этому рады.
Вторая - Гитлер потребовал считать коммунистический режим деспотическим, тираническим, и навязанным еврейским меньшинством остальным народам России, то есть большинству. Немецкие генералы должны были исходить из того, что население страны ненавидит большевиков, в бой идет только под угрозой расстрела, и при первой возможности застрелит комиссара-политрука и разбежится по домам. Боеспособными предлагалось считать только "кадровые" части, которые, якобы, комплектовались исключительно высоко-идейными, политически грамотными, глубоко распропагандированными бойцами. Этакие янычары советской власти.
Ну и третья: поставив задачей овладение в результате летней кампании районами Ленинграда, Москвы, и Донецка (а вовсе не Киева, между прочим), Гитлер предложил немецким генералам чисто технически крайне сложную задачу. Я уже писал про то, что пехотные дивизии не справятся с предлагаемыми задачами даже если не будут вообще встречать сопротивление противника: ни средний человек, ни обычная лошадь, такое расстояние за предложенный срок попросту не пройдет, упадет от истощения. Однако генералы - люди дисциплинированные, им сказали представить план - значит, надо как-то выкручиваться. Вот они и выкрутились, разработав план с предельно тяжелыми требованиями к войскам. Фактически, "где тонко - там и рвётся", а "тонко" в плане "Барбаросса" было везде.
Во-вторых, после достижения целей первого этапа - приграничного сражения - в плане были указаны последующие цели, в том числе с указанием вариантов решения встающих новых задач.
И, в-третьих, по завершении второго этапа наступала очередь этапа третьего - и вот тут уже появляется и "линия Архангельск-Астрахань", и "налеты на промышленные районы Урала", и "действия подвижных групп по поддержанию порядка на занятых территориях"... То есть, третий этап - это переложение директивы "Барбаросса", в том виде, в каком её представляли себе возможной немецкие генералы. Плюс некоторые детали по размещению войск, организации военной администрации, снабжения... Короче, добавлено воды, чтобы Гитлер понимал - над его указаниями "работали". Начальству потрафить - дело святое.
* * *
Давайте подробнее обсудим задачи и цели второго этапа плана "Барбаросса".
Задачи первого этапа выполнены, вермахт занимает запланированные перед началом войны позиции:
- ГрА "Север" захватила мосты через Западную Двину в Риге, Екабпилсе, Даугавпилсе, продвинула на северный берег сильные отряды, завершила - или завершает - зачистку территории к югу и юго-западу от Западной Двины от остатков войск противника.
- ГрА "Центр" подвижными войсками захватила дефиле Витебск-Орша, передовые части находятся непосредственно перед Смоленском. Переправы через Западную Двину в Полоцке и Витебске, а также через Днепр в Могилеве и Орше, либо заняты целыми, либо восстановлены. На восточном берегу рек расположены сильные отряды, в готовности к продолжению наступления. Пехотные армии, находясь в районе Минска, ускоренными маршами двигаются на восток. Территория почти очищена от остатков разгромленных войск, задачу ликвидации последних отрядов можно возложить на оккупационные дивизии.
- ГрА "Юг": танковая группа продвинулась до Житомира и, при успехе, до Киева и захватила мосты через Днепр. Пехотные армии дошли до рубежа Шепетовка - Тернополь - Каменец-Подольский, на юге 11 армия и румынские войска (здесь наступление началось позже) вышли на линию Могилев-Подольский - Тирасполь и к Одессе, заняли переправы через Днестр.
- На финской и норвежской границах изменения минимальные: финны, возможно, еще не начали наступления (этого момента мы попозже коснемся, в другой статье), а в Заполярье воевать тяжело - хотя бы из-за проблем со снабжением наступающих войск. Вообще немецкий генералитет к идее наступления в Заполярье относился довольно скептически, и считал скорее ненужным отвлечением ресурсов, чем важной стратегической задачей. Захват Мурманска - скорее пожелание Гитлера, чем часть плана "Барбаросса", как его видели немецкие генералы.
Противник - успешно разгромлен и рассеян в приграничном сражении, планомерного отвода войск удалось не допустить, избежали разгрома лишь несколько групп подвижных войск, и 40-50 пехотных дивизий, более половины которых находятся на Украине. На центральный участок советский генштаб выдвинул дивизии, снятые с южных границ, и находившиеся в Подмосковье. В спешном порядке удалось отмобилизовать еще несколько дивизий, но они находятся в "разобранном" состоянии - нехватка командиров, специалистов, техники, вооружения, все части и подразделения разбросаны по разным пунктам и слабоуправляемы. Отмобилизовано довольно много человек сверх того, но это не более, чем "маршевые батальоны" для пополнения потерь в ведущих бои войсках. Общее количество дивизий, которыми располагает СССР - не более 100 (не считая войск на севере и Дальнем Востоке, которым, чтобы принять участие в боях, потребуется еще по крайней мере две-три недели на перевозку - если их переброска началась сразу же после начала войны).
Если всё так, то приступаем ко второму этапу:
- ГрА "Север" продвигается подвижными войсками на восток и северо-восток, обходя с юга Чудское озеро и двигаясь к озеру Ильмень. Пехотные дивизии двигаются в общем направлении на северо-восток, зачищая территорию Лифляндии и Эстляндии. Часть сил продвигается на восток вслед за подвижными войсками, прикрывая их тыл (и, частично, фланг) от возможных контрударов с юга. Цель второго этапа: выходом к Ладожскому озеру с востока, совместно с наступающими финскими войсками, отрезать Ленинград от остальной территории СССР. В сам город не вступать, подвергнуть его бомбардировкам артиллерией и авиацией. Жители города и его защитники должны погибнуть от бомбежек и голода.
- ГрА "Центр" организует наступление мощными фланговыми отрядами по северному берегу Западной Двины и по южному берегу Днепра, обходя советские войска, защищающие дефиле рек у Смоленска. Замкнув кольцо окружения восточнее Смоленска, следует подождать подхода пехотных армий и передать им задачу уничтожения окруженного противника. Выйти на позиции для наступления непосредственно на Москву. По завершении Смоленской операции приступить, совместно с пехотными дивизиями, к наступлению на Москву. Подвижные группы должны охватить Москву с севера и юга, не вступая в город, и, соединившись к востоку от Москвы, образовать кольцо окружения. Пехотные армии образуют тесное окружение Москвы, не входя в город. Город подвергается бомбардировкам аналогично Ленинграду, жители уничтожаются обстрелами и голодом.
- ГрА "Юг" продвигает танковую группу максимально быстро вдоль правого берега Днепра на юго-восток. При этом создаются возможности для замыкания кольца окружения ударом с юга либо на Винницу, либо на Умань, либо на Кропивницкий - в зависимости от силы сопротивления Красной армии и от скорости её выводы из-под угрозы окружения. В районе Киева должны быть заняты все переправы через Днепр, на восточный берег переведены сильные передовые отряды. Следующей задачей после уничтожения советских войск в правобережьи Днепра станет наступление на восток с конечной целью - занятие Харькова и Донецкого промышленного района.
Как видим, второй этап снова разделен на две стадии. Первая - продвижение вперед, разгром противостоящих войск РККА, занятие выгодных позиций для дальнейшего наступления. Эти выгодные позиции: линия Псков - озеро Ильмень на севере, фронт к востоку от Смоленска в центре, плацдармы на левом берегу Днепра - на юге.
Ну и на второй стадии, собственно, достижение главных целей кампании: занятие промышленных районов Ленинграда, Москвы, и Донбасса, блокирование обеих столиц и их уничтожение голодом и обстрелами.
* * *
Важно: второй этап плана "Барбаросса" изложен исключительно пожеланиями и предположениями. Действительно, заранее невозможно предсказать, как сложится приграничное сражение. У немцев нет возможности помешать планомерному стратегическому отходу советских войск из приграничных районов - и, если бы такой отвод был произведен, о втором этапе плана "Барбаросса" можно было бы только мечтать: опираясь на мощные водные рубежи и систему железных дорог, располагая значительными ресурсами живой силы, СССР мог бы затянуть позиционную войну на рубеже Западная Двина - Смоленск - Днепр на неограниченно длительный срок.
Даже если отвод советских войск не произведен, заранее невозможно сказать, насколько удачно пройдут операции по захвату переправ через Западную Двину и Днепр. Насколько крупные силы и насколько быстро сможет отмобилизовать Советский Союз, в какой мере они будут способны сражаться. Какая часть "кадровых" войск сможет избежать уничтожения в приграничном сражении.
Короче, с соотношением сил и их расположением перед вторым этапом - полная неизвестность. Поэтому, рассматривая задачи второго этапа, немцы предусматривают и "план Б" - варианты действий, если не всё идет так, как того хочется.
Лейтмотивом этого "плана Б" является разворот 2ТГр на юг и 3ТГр на север, для оказания помощи в наступлении фланговым группам армий, и организации условий для окружения противостоящих им сил.
* * *
Читая "Военный дневник" Гальдера, понимаешь, что предложения развернуть танковые группы ГрА "Центр" на север и на юг выдвигались неоднократно и упорно на протяжении всей подготовки плана "Барбаросса". Действительно, "Барбаросса" предполагает наступление на невиданную ранее глубину - около 500 км на центральном направлении! - и консервативному генералитету (читай - ОКВ) очень хочется прикрыть возникающие при таком глубоком наступлении "открытые" фланги. Как это проще сделать? ограничить глубину наступления, а успешно продвинувшиеся вперед подвижные группы развернуть в сторону флангов, тем самым отсекая обороняющиеся на основном фронте войска противника, ставя их под угрозу окружения.
Уже в самые первые дни войны фюрер (т.е., от ОКВ) выражает беспокойство за "открытый" фланг быстро наступающей ГрА "Север" и, соответственно, предлагает сдвинуть к северу полосу движения 3ТГр Гота:
"23 июня 1941 года 2-й день войны"
"На фронте группы армий "Центр" все идет согласно плану. Дальше всех продвинулась танковая группа Гота, в то время как танковая группа Гудериана все еще задерживается. В связи с этим может возникнуть спор с командованием группы армий "Центр" о том, должен ли Гот продолжать наступление на Минск или повернуть на север в направлении Полоцка. Фон Бок с самого начала был против совместного наступления обеих танковых групп на Смоленск и хотел нацелить группу Гота севернее."
"На вечернем докладе: Обсуждение вопросов дальнейшего наступления танковых групп Гудериана и Гота. Решено продолжать наступление в направлении Витебска и Орши. "
"Поползновения" на разворот танковых групп можно заметить в "Военном дневнике" чуть ли не каждый второй день. Просто в качестве примера:
"7 июля 1941 года 16-й день войны"
"...Если на юге противник отойдет за Днепр, то успех танковой группы Гота окажется особенно многообещающим, так как он позволит начать крупную операцию в южном направлении восточнее Днепра."
Наконец, 12 июля, решение, кажется, принято:
"12 июля 1941 года 21-й день войны"
"14.00 - Главком вызвал меня по телефону, фюрер недоволен медленным продвижением войск правого крыла группы армий "Север" и требует направить 19-ю танковую дивизию на север с целью окружения противника.
Я заявил главкому следующее. Я вовсе не придерживаюсь мысли о необходимости ускорить наступление 2-й и 3-й танковых групп в восточном направлении. Мне представляется, что Готу наверняка придется направить значительную часть своих сил на север, чтобы ударить в тыл вновь появившейся 19-й армии и невельской группе, а Гудериану - повернуть на юг с целью окружения новой группировки противника на его южном фланге, а возможно, и продолжить наступление далее на юг до Киева, чтобы наконец окружить и разгромить 5-ю русскую армию, все время мешающую нашему продвижению.
Однако все эти действия могут последовать, конечно, только после того, как танковые группы Гота и Гудериана достаточно продвинутся на восток и обеспечат себе свободу маневра."
"18.00 - Хойзинзер:
а. Обсуждение плана дальнейшего ведения операций. План должен преследовать не фронтальное оттеснение противника, а полную ликвидацию возможно более крупных его сил. Выполнение этой задачи, уже затронутой мною в разговоре с главкомом, обеспечивается в первую очередь дальнейшими действиями 3-й танковой группы, цель которой состоит в уничтожении крупной группировки противника (12-14-дивизий), находящейся перед правым флангом группы армий "Север". Используя широкую бездорожную низменную полосу (долину реки Ловать), тянущуюся к югу от озера Ильмень, можно будет окружить эту группировку противника, противостоящую войскам фон Лееба. Поэтому наступление 3-й танковой группы следует организовать таким образом, чтобы она смогла помимо выполнения поставленной ей задачи - выхода в район северо-восточнее Смоленска - ударом на Великие Луки и Холм отрезать пути отхода частям противника перед правым крылом группы армий "Север".
Осуществление той же идеи охвата и уничтожения противника в районе южнее линии Орша, Смоленск следует обеспечить наступлением 2-й танковой группы (северной группой на Ельню, южной - на Рославль). Во втором эшелоне за южной группой должна следовать кавалерийская дивизия, которую в авангарде заменят передовые отряды армейских корпусов."
Как видим, обе танковые группы предполагается развернуть к флангам Восточного фронта - чтобы поддержать наступление на этих участках, и, что важнее, окружить и уничтожить противодействующие им войска. Причина этого решения - это существенно более сильное сопротивление Красной армии, по сравнению с ожидавшимися результатами приграничного сражения. Мы обсудим этот вопрос в дальнейшем; здесь же, говоря о плане "Барбаросса", я хочу еще раз повторить, что разворот танковых групп предлагался еще до начала войны, и, по-видимому, рассматривался как один из главных вариантов действий "если что-то пойдет не так". "План Б", одним словом.
Отсюда: все рассказы Гудериана о том, как ему не дали захватить Москву в июле-августе - это блажь и художественный свист. Разворот 2ТГр на юг был вынужденной мерой, потому что ситуация на фронте развивалась не в соответствии с предвоенными планами. Ни о каком дальнейшем продвижении к востоку речи быть не могло по определению: не были выполнены необходимые для этого предпосылки.
А Москву, по плану "Барбаросса", вообще не предполагалось захватывать...
* * *
Подведем промежуточные итоги.
Приграничное сражение было хорошо спланированной военной операцией, основанной на достоверных сведениях о группировке войск противника и использовании особенностей местности. Главными проблемами в приграничном сражении была необходимость максимального напряжения сил из-за необычно большой глубины операции, а также отсутствие гарантий разгрома противника из-за возможности его планомерного отхода на естественные рубежи.
Гарантий успеха в приграничном сражении не мог бы дать ни один генштаб мира. Поэтому второй этап плана "Барбаросса" зижделся (pardon my French) на весьма зыбком фундаменте. Невозможно было предусмотреть ни конфигурацию линии фронта, ни противостоящие силы советских войск. Отсюда - весьма общие соображения о дальнейшем ходе наступления:
- сперва уничтожение противостоящих группировок, по возможности операциями на окружение, и занятие выгодных рубежей, и
- затем стремительное продвижение к востоку и захват главных целей кампании - районов Ленинграда, Москвы, Донбасса.
На случай, когда сопротивление Советского Союза окажется большим, чем ожидалось, предусмотрен вспомогательный этап, с разворотом танковых групп ГрА "Центр" к северу и югу, с окружением и уничтожением советских войск, противостоящих группам армий "Север" и "Юг". Такая дополнительная операция вызывала задержку достижения основных целей по меньшей мере на две-три недели - без учета времени, нужного на обратную переброску войск на центральное направление, их доукомплектование и снабжение. Так или иначе, эта возможность предлагалась, обсуждалась, и была принята как вариант действий - еще до начала войны.
Что там будет дальше, после второго этапа, составители плана "Барбаросса" не могли представить даже приблизительно. Поэтому дальнейшие действия представлены как компиляция директивы "Барбаросса", и благих пожеланий о том, "как нам реорганизовать Россию" (С) Солженицын.
Окончание следует...