Найти в Дзене
Марина Викторова

Артур Николаевич Яковлев: «Берегите свою страну!»

Фронтовые пути наших земляков, как срез судеб всех солдат Победы. Многие из них уже не с нами, но их воспоминания о войне навсегда останутся в назидание потомкам.

Воспоминания ветерана. Из архива районной газеты. 2016 год.
Воспоминания ветерана. Из архива районной газеты. 2016 год.

Ветеран Великой Отечественной войны Артур Николаевич Яковлев родился в Мурманске в 1928 году. Когда началась война, был совсем юнцом. Во время эвакуации с родителями на одной из станций, пока заправлялся их локомотив, вышел на перрон, а потом из подросткового любопытства забрался в стоящий на соседних путях бронепоезд. Увидел проходящих мимо бойцов, испугался, что будут ругать, спрятался в лежавшей в вагоне охапке сена и... незаметно для себя уснул. Когда проснулся, поезд уже вовсю вез его на войну.

АФото из личного архива А. Н. Яковлева
АФото из личного архива А. Н. Яковлева

Так, осенью 1942 года Артур Николаевич стал «сыном полка», или, как официально называли таких мальчишек, «воспитанником». Помогал приютившим его бойцам во всем: и котелки на кухне таскал, и за почтой ходил. Относились к нему как к сироте — ведь никаких известий о родителях не было. С бойцами, ставшими ему на время настоящей семьей, про ехал через всю Польшу, добрался до Кенигсберга. И там произошло его первое знакомство с духовым инструментом, во многом определившее дальнейшую судьбу Артура Яковлева. Сашка, его боевой товарищ, рассказывал, что до войны работал в главной труппе оркестра в одном из кинотеатров Киева. Пообещал он научить играть и Артура Николаевича. «В Кенигсберге в то время было много пострадавших во время уличных боев и заброшенных магазинов, — вспоминает ветеран. — И вот на один такой мы и наткнулись: совсем разбитый, без окон и дверей. Зашли, и первое, что попалось мне на глаза, был саксофон. «Бери лучше кларнет, саксофон — это космополитизм», — говорит Сашка. Но я решил все-таки взять оба инструмента». Так и поехал Артур Николаевич дальше с саксофоном и кларнетом в руках. И в дороге друг потихоньку обучал его музыкальному искусству.

Фото из личного архива А. Н. Яковлева
Фото из личного архива А. Н. Яковлева

Хоть и был Артур Яковлев совсем еще мальчишкой и находился при штабном вагоне бронепоезда, но война — это война. Приходилось хоронить своих боевых товарищей, в 16 лет и сам был сильно контужен — кровь шла из носа и уха, переломана нога. Хотели было оставить его в госпитале, но юный Артур упросил командиров взять его дальше с собой. «Наверное, медаль «За отвагу» мне дали за случай, что произошел под городом Лидой, — вспоминает ветеран. — Когда наступление было, партизаны хотели взорвать мост, чтоб немцы не смогли быстро удрать. Но командование решило, что взрывать его нельзя. И вот меня отправили на связь с партизанами. Недалеко от города был разбитый детский дом, и вот одели меня, как сироту, сало в сумку положили, как будто хожу побираюсь, переодели брезентовые сапожки. Помню, как проходил через немецкие патрули, они смеялись надо мной, некоторые даже подкидывали еду в сумку, а я тогда еще и сам не знал, что в двойной подошве сапога у меня была записка, адресованная партизанам: «Не взрывать». Был еще один интересный случай, уже в Манчжурии, в городе Харбин. Друг у меня был Витька, курил тайком, и вот увидел он, что на станции продают сигареты, и позвал меня сходить с ним за компанию. Купить их так и не удалось, но когда шли обратно в вагон, я заметил, что через переезд идет какая-то странная дивчина. Витька побежал доложить об этом гарнизонному патрулю, а «дивчина» в это время попыталась спрятаться в растущих неподалеку камышах. Я проследил и показал это место подоспевшим бойцам. Вот так, можно сказать, случайно я помог поймать переодетого в женщину вражеского лазутчика». Проехав практически весь Советский Союз, Артур Николаевич Яковлев прибыл в ПортАртур. К тому моменту война уже закончилась, надо было как-то определяться в мирной жизни. Здесь-то и пригодилось то, чему учил его боевой товарищ. «Как сейчас помню, стоит на пирсе военно-морской оркестр Тихоокеанского седьмого флота, — рассказывает ветеран. — Я подошел к его руководителю, капитану третьего ранга, показал свои умения, и он взял меня к себе.

Фото из личного архива А. Н. Яковлева
Фото из личного архива А. Н. Яковлева

Прибыли мы затем в Советскую гавань, и тут началось сокращение, под которое и я попал. И не знал, как же дальше быть. Тогда сделали запрос в Мурманск, оказалось, родные мои думали, что меня уже нет в живых. Родители жили тогда в городе Краснокамске, туда я и отправился». Было затем еще множество городов, в которых Артур Николаевич Яковлев жил и работал. И однажды он получил приглашение переехать в Смоленскую область, где совсем недавно был построен Дорогобужский ЗАУ. С тех пор «тихой пристанью» семьи Яковлевых стала дорогобужская земля. Нашлись здесь и единомышленники по его увлечению — созданный Артуром Николаевичем более 50 лет назад духовой оркестр существует до сих пор. «Где бы я ни работал, я никогда не забывал о музыке.

Ветеран Великой Отечественной войны А. Н. Яковлев
Ветеран Великой Отечественной войны А. Н. Яковлев
Ветеран Великой Отечественной войны А. Н. Яковлев
Ветеран Великой Отечественной войны А. Н. Яковлев

На счету Артура Николаевича Яковлева множество орденов и медалей. Он Почетный гражданин Смоленской области. В завершении беседы ветеран сказал такие слова: «Мы были настоящими патриотами своей Родины, делали все для победы, для восстановления послевоенной мирной жизни. И я хочу пожелать нынешнему поколению так же жить по чести и совести, так же любить и беречь свою страну».

Сердце Ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, инвалида II группы, Почетного гражданина Смоленской области Артура Николаевича Яковлева перестало биться 11 декабря 2018 года. Память о светлом и добром человеке навсегда останется жива.

М. Викторова

Фото из личного архива А.Н. Яковлева