В последнее время педагогика стала интересоваться более глобальными проблемами воспитания, чем это было ранее. Родители и воспитатели заговорили о необходимости обязательной адаптации детей к жизни в обществе. Именно поэтому развитие в детстве особенных способностей, специализирующих каждого конкретного человека – ключевой вопрос в педагогике. Обучаемость ребенка теперь рассматривается как критерий для подбора методик и является серьезным вопросом, требующим изучения.
Обучаемость – что это такое
Не так давно было время, когда считали, что только по двум причинам у ребенка возникают сложности с чтением, письмом и арифметикой:
· либо он не старается;
· либо просто не так умен, как другие дети.
Теперь мы знаем, что это упрощенный взгляд на проблемы с обучаемостью, которая буквально оценивается по скорости и качеству освоения знаний в стандартных школьных дисциплинах.
Неспособность к обучению
Термин «необучаемость» относится к трудностям в овладении и использовании языковых навыков (включая устную речь, чтение и правописание) и/или математики.
Проблема может возникнуть в одной или нескольких областях.
Причина неспособности к обучению ещё не выявлена, но многие ученые и работники образования полагают, что основными факторами здесь являются изменения в структуре или химическом составе головного мозга. Эта особенность развития не передается по наследству и встречается среди мальчиков чаще, чем среди девочек.
Не следует забывать, что неспособность к обучению чтению может быть вызвана любой из целого ряда причин или их комплексом:
· Ребенок может не видеть разницы между буквами.
· Ему сложно понять устную речь.
· Он не может сосредоточиться, запомнить буквы и слова в нужном порядке.
Таким образом, не достаточно просто сказать, что у ребенка наблюдается «неспособность к обучению чтению». Необходимо тщательно изучить проблему в каждом индивидуальном случае.
Для обычного человека слово «ток» выглядит совсем не так, как слово «кот». Но большинство маленьких детей, особенно когда они только начинают читать, считают, что они выглядят почти одинаково, потому что читаются одинаково, но в обратном порядке. Иногда они читают «рад» вместо «дар» или «от» вместо "то".
При письме они иногда переворачивают строчные буквы «в» и «д» или путают последнюю с «з». Это нормально, когда дети только учатся читать, но по прошествии месяцев большинство из них запоминают и распознают буквы и слова с большей точностью, такие ошибки становятся редкими и совсем исчезают обычно к концу второго класса.
Особенности некоторых детей
Около 10% детей, преимущественно мальчики, испытывают большую, чем средние ученики, трудность в запоминании и распознавании букв и слов. Они продолжают переворачивать и путать буквы и слова ещё несколько лет. Обучение сносному чтению занимает у них гораздо больше времени, правописание им никак не даётся, как бы их ни тренировали. История изобилует примерами людей, которые добились в жизни великолепных результатов и оставили свой след в истории, но при этом не умели грамотно писать, как, например, Джордж Вашингтон.
Неспособность к обучению, по-видимому, является в первую очередь результатом недоразвитости или дисфункции мозга. Стресс или какое-то эмоциональное расстройство может сделать «необучаемость» более ярко выраженной. Это может зависеть и от семейных обстоятельств:
· развода родителей;
· появления новорожденного в семье;
· смерти кого-нибудь из близких людей.
Но помимо «необучаемости» ребенок также может быть недоразвит в эмоциональном плане. Не исключена возможность, что он:
· способен к преувеличению своих страхов;
· склонен к видению ночных кошмаров;
· имеет серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Любые из этих обстоятельств могут усилить проблемы с обучением.
Таким образом, необучаемость часто является причиной эмоциональных проблем. Необучаемость не связана с интеллектом. Ребенок может быть исключительно умен, но при этом не способен к учебе. Многие дети с необучаемостью приходят к мнению, что они глупы, и начинают ненавидеть школу, потому что не могут быть наравне с остальными учениками.
Родители и учителя должны понимать, что существует такая особая проблема обучения, которую можно решить при помощи репетиторов, специалистов по необучаемости, психиатров и психологов.
Одноклассники быстро замечают проблемы с обучением у ребенка. И в этом случае вопрос уже приобретает более острое значение, так как является причиной выстраивания взаимоотношений в классе. В одной школе одноклассники девочки, имеющей проблемы с правописанием, стыдили и дразнили ее.
Учителя не должны демонстрировать всему классу проблемы ребенка.
О диагностике
Диагностировать необучаемость сложно. Я рекомендую обследовать любого ребенка, который, как кажется, не учится в соответствии со своим потенциалом.
Действовать нужно в тесном контакте со школой – наверняка в этом образовательном учреждении имеются необходимые специалисты.
Когда стоит к ним обращаться?
Детские психологи уверены, что уже в первые месяцы обучения в школе дети серьезно отличаются по уровню усвоения материала. Увидев низкую обучаемость детей необходимо как можно скорее обратиться к специалистам.
Если сроки по решению вопроса упустить, то через несколько лет вы получите:
1. Невысокую самооценку ребенка.
2. Низкую успеваемость.
3. Сложные взаимоотношения ребенка в коллективе.
4. Отсутствие желания учиться.
Проблемы с обучаемостью: виды тестов
Диагностическое обследование должно включать:
· тестирование речи;
· проверку зрения и слуха;
· контроль отдельных элементов процесса усвоения информации.
Кроме перечисленных тестов, необходимо пройти осмотры у таких врачей, как:
· педиатр;
· детской невропатолог;
· детский психиатр.
Задачей комплексного обследования является выявление причин неспособности ребенка к обучению. Личное мнение каждого специалиста в цепочке диагностирования очень важно.
Что может повысить уровень обучаемости у детей
Обязательно поговорите с проводившим обследование врачом и постарайтесь понять то, что было выявлено при осмотре. Чем лучше вы все поймете, тем быстрее сможете найти пути преодоления проблемы вашего ребенка (например, можно давать указания ребенку устно, а не письменно, или наоборот).
Большинство детей с необучаемостью получают пользу от определенных перемен в классе. Им могут пойти на пользу вот такие простые перемены:
- Место в классе ближе к доске улучшит восприятие информации.
- Специальная программа обучения повысит эффективность процесса.
- Помощь родителей и репетиторов поможет преодолеть отставание в трудных предметах.
- Включение в систему развития профессиональных занятий спортом или регулярных тренировок может серьезно повысить обучаемость.
Во многих государственных и частных школах на Западе признают проблему необучаемости и предлагают определенные услуги по ее диагностированию и коррекции.
Поскольку такие проблемы, особенно самые серьезные, мешают обучению на протяжении всей жизни человека, средние школы, колледжи и университеты также предлагают специальные программы, помогающие взрослым стать уверенными в себе людьми и полезными членами общества.
Не фокусируйте все внимание на необучаемости, игнорируя способности ребенка. Родителям необходимо убедиться, что таланты и сильные стороны ребенка признаются и оцениваются по достоинству. Помочь ребенку развиться в личность, которая адаптирована к окружающей среде и способна в ней выжить – первоочередная задача родителей.