Эпос о Гильгамеше выделяется, как одно из самых ранних произведений в истории человечества. Это эпическая поэма, рассказывающая историю жизни человека по имени Гильгамеш. Гильгамеш был королем Урука, величественного шумерского города, расположенного в современном Ираке. Эта историческая поэтическая литература предшествует самым ранним работам Гомера на 1500 лет. По этой причине многие историки считают его самым старым сохранившимся остатком эпоса в истории западной литературы. Начиная с представления о могущественном персонаже Гильгамеше, эпопея отправляет главных героев в приключение, где они узнают о жизни, смерти и дружбе. Вот список из 10 интересных моментов, чтобы суммировать Эпос о Гильгамеше:
7. Эпос о Гильгамеше: Прелюдия
Прелюдия к «Эпосу о Гильгамеше» в основном вращается вокруг введения Гильгамеша, короля Урука, и последующих событий, которые формируют его путешествие. Гильгамеш, родившийся из двух третей бога и одной трети, обладал огромной силой и пугающим, но привлекательным телосложением. В ранних выдержках он изображен как мудрец, строящий великолепные храмы и башни в своем шумерском городе, окруженном высокими стенами. Но когда он осознал, что его сила превосходит силу обычных людей, он вскоре стал жестоким тираном. Он начал оскорблять своих людей, насиловать любую женщину, на которую он положил глаз, и заставлять людей работать над его личными строительными проектами.
Чтобы обуздать поведение Гильгамеша, боги создали столь же могущественное существо по имени Энкиду, чтобы сражаться с ним. В итоге они стали большими друзьями, настолько, что Гильгамеш был опустошен, когда Энкиду умер от болезни, причиненной богами. Не в силах понять концепцию, что смерть является реальной возможностью даже для таких, как он, он отправляется в путешествие на край света. По пути он узнает о вещах, выходящих за рамки его королевства, и записывает свои знания на каменных табличках. Эти таблички представляют различные жизненные уроки в «Эпосе о Гильгамеше».
6. Эпос о Гильгамеше: история
Ссылаясь на самые ранние примеры «Эпос о Гильгамеше», и если верить мифам о Гильгамеше, эпопея стояла прямо на вершине великих литературных шедевров древности. Без сомнения, это жемчужина в истории клинописной литературы, система письма, разработанная самими древними шумерами около 3500 - 3000 гг. до н.э.
Археологам еще предстоит обнаружить какие-либо фактические доказательства, которые могли бы датировать эпопею временем ее происхождения, но в современном Израиле, Сирии и Турции были найдены многочисленные копии некоторых фрагментов эпопеи. Кроме того, главный герой Гильгамеш упоминается в древнегреческой и римской литературе.
Есть несколько сохранившихся клинописных табличек с изображением эпоса, и эти старые каменные таблички демонстрируют вавилонскую версию, которая восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Он завершен только на две трети и представляет историю Гильгамеша в другом свете. Тогда есть аккадская версия с начала 13-го до 10-го века до нашей эры. Только в седьмом веке нашей эры современные историки нашли наиболее хорошо сохранившиеся копии в руинах библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала.
5. Миф о Гильгамеше
Гильгамеш также известен как Билгеймс на шумерском языке и Гильгамос на греческом и был частично богом, частично человеком. Он был пятым королем шумерского города Урук. Его жизнь и дела были настолько влиятельны, что вокруг его достижений среди последующих поколений шумеров выросло много мифов. Эти мифы и истории, наконец, завершились эпопеей о Гильгамеше. Эпос описывает его как жестокого воина и смелого архитектора. Несмотря на то, что все его королевство было в его власти, его царствование было омрачено его возмутительными выходками. Он принимал участие в непрекращающихся битвах, заставлял своих людей строить бесконечные проекты и насиловал любую женщину, которая ему нравилась.
Только когда он подружился с таким же могущественным существом, Энкиду, его злодеяния начали успокаиваться. В Энкиду он нашел настоящего друга и брата - кого-то, кому он мог доверить свою жизнь и доверить свои самые большие страхи. Поэтому, когда Энкиду умер, он внезапно осознал, что смерть - это судьба, от которой он тоже не смог уйти. Все еще скорбя о своем друге, он отправляется на поиски тайны вечной жизни, оставляя всю свою славу и власть как царь. К концу своего квеста он обнаруживает, что истинная гармония заключается в том, чтобы принять, насколько эфемерной может быть жизнь. Его счастье зависит от того, как он решит примириться с этой истиной. Затем он возвращается в свое королевство с обещанием стать лучшим королем и использовать свои божественные навыки для большего блага.
4. Происхождение Энкиду
Чтобы противостоять постоянно растущей угрозе, которую Гильгамеш представлял своему народу, боги сделали Энкиду из воды и глины равными Гильгамешу с точки зрения мощи и силы. Но в отличие от Короля Урука, первые дни Энкиду были проведены в дикой природе, его инстинкты и образ жизни находились под влиянием диких животных, которые его воспитывали. В течение долгого времени он оставался полностью изолированным от цивилизованного мира, но постепенно его взаимодействие с людьми стало более регулярным, поскольку он освободил животных, пойманных в ловушку охотниками. В конце концов он оставил свою жизнь в дикой природе и направился в город Урук.
Говорят, что, достигнув Урука, Энкиду боролся с Гильгамешем в качестве теста на прочность. Но вскоре они стали хорошими друзьями настолько, что Гильгамеш вскоре стал считать его братом, равным и частью своей совести. В некотором смысле, Энкиду выполняет цель своего создания, уменьшая злодеяния Гильгамеша своей дружбой. Как истинный брат по оружию, Энкиду вдохновляет Короля Урука стать идеальным лидером, которым он мог когда-то быть. Однако, ситуация принимает отчаянный ход, когда Энкиду вместе с Гильгамешем убивает бога слуги земли Энлиля, Хумбабу. Он сталкивается с гневом Иштар и поражен болезнью, которая медленно отравляет его тело, в конечном итоге приводя к его смерти.
3. Путешествие Утнапиштима в Бессмертие
Задолго до Гильгамеша Утнапиштим правил как король и первосвященник города Шуруппак. Он был выбран богом Энки, чтобы оставить все свое имущество и создать гигантский корабль, чтобы пережить надвигающийся великий потоп, который уничтожит все растения, животных и людей. Можно увидеть очевидное сходство между жизнью Утнапиштима и историей Ноева Ковчега. Независимо от моральной дилеммы необходимости оставлять своих соседей и друзей умирать, Утнапиштим лояльно выполнил задачу, поставленную ему Энки. Ему и его жене было предоставлено бессмертие и место среди богов.
В своем горе по поводу смерти Энкиду и страха перед неизбежной смертью, которая его ожидала, Гильгамеш очень хотел найти Утнапиштима. Он верил, что, поскольку Утнапиштим получил вечную жизнь от богов, он сможет привести его к бессмертию. Когда они наконец встретились, Утнапиштим попытался убедить Гильгамеша отказаться от своих поисков и жить счастливой жизнью смертного. Но он также рассказал ему о волшебном растении, которое могло бы помочь ему обрести вечную жизнь.
2. Сидури, Хранитель Подземного Мира
Преследуя Утнапиштима, в какой-то момент своего путешествия Гильгамеш оказался у ворот подземного мира. Здесь он встретил Сидури, хранителя врат в подземном мире. Различные версии эпоса дают разные объяснения взаимодействия между Сидури и Гильгамешем. Также известная как богиня виноделия и пивоварения, Сидури довольно встревожена, когда Гильгамеш угрожает разбить врата на куски, если она не поможет ему в его поисках.
В начале, Сидури старается изо всех сил отговорить Гильгамеша от его поисков вечной жизни, квеста, который она посчитала глупым поручением. В конечном счете, она отправляет его к Уршанаби, лодочнику, чья помощь была необходима ему для успеха в его поиске.
1. Библейские ссылки
Эпос о Гильгамеше и Еврейская Библия имеют поразительно похожие темы и сюжетные линии. Возможно, самым известным событием, которое происходит в двух повествованиях, является история наводнения. История потопа эпопеи разворачивается почти так же, как история о ковчеге Ноя в Библии.
На этом сходство не заканчивается. События из истории ковчега эпопеи очень близки к эпизодам из Бытия Библии, таким как змей, который упускает свой шанс схватить растение вечной жизни и окончательное осознание Гильгамешем того, что смертная жизнь может быть значимой, только если он действительно принимает свою человечность. Это сказанное, есть различия в историях также. Например, в Библии Ное требуется 100 лет, чтобы построить ковчег, тогда как в эпосе Утнапиштим было всего семь дней, чтобы его завершить. Точно так же, когда в Библии шел безостановочный дождь в течение 40 дней, в эпосе он шел только семь дней.
Вывод
Богатая история Эпоса о Гильгамеше ставит свое наследие за пределы простого археологического артефакта. Да, в эпосе есть свои причудливые повороты и довольно необычные теории создания вселенной. Это также было пересказано и изменено бесчисленное количество раз, что могло значительно изменить первоначальную сюжетную линию. Несмотря на все это, сказка об эпопее остается завораживающей, будь то с точки зрения монументального приключения, которое Гильгамеш излагает, или с точки зрения мощного послания, которое эпос передает своим читателям.