Хаотичность и противоречивость высказываний и рекомендаций высокопоставленных руководителей Минпросвещения приводит в замешательство все большее количество родителей и педагогов.
Давайте разберем возникшую ситуацию.
На сегодняшний день существует огромное количество документов, регламентирующих сферу образования начиная с Конституции и Закона «Об образовании в РФ» заканчивая СанПиНами и распорядительными документами региональных и муниципальных органов управления образованием.
Но чем руководствоваться в организации образовательного процесса во вновь сложившихся обстоятельствах нам – родителям и педагогам?
Мы провели анализ законодательного регулирования вопросов организации дистанционного обучения с через призму Санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) – это нормативный документ, содержащий требования к организации условий для проведения занятий с детьми.
Главной целью нашей работы было не занятие юридический казуистикой в поиске доказательств чей бы то ни было некомпетентности, а поиск истинных решений, в первую очередь, направленных поиск оптимальных вариантов организации учебного процесса без вреда здоровья детям!
Итак, что мы получили в сухом остатке?
Если тотальное нарушение ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ» в части организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно списать на введенные ограничения по всей стране, то как быть с абсолютными нарушением вышеуказанного СанПиНа, которые ведут к катастрофическим нарушениям состояния здоровья наших детей!?
Речь, в первую очередь идет о продолжительности непрерывного использования компьютера и не должна превышать следующих норм:
· для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
· для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
· для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
· для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Также данный документ вносит ряд требований и ограничений к организации рабочих мест, освещению и пр.
В условиях всеобщих ограничений на перемещения, дети обязаны находиться дома, что приводит также к нарушению двигательного режима, ухудшению физического состояния детей, нарушению осанки… далее можно продолжать долго.
Напрашивается вопрос – какого результата мы хотим достичь?
Угробить здоровье в угоду «наполнения» детей информацией, которая в большинстве своем не пригодится им в жизни? Или все-таки во главу угла поставить их здоровье и выстраивать онлайн процесс исходя из этого критерия?
Дистанционное обучение в существующей форме ведет к нарушению СанПиНа. Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:
наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей (это про родителей и педагогов);
на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей (организаторы в школах и должностные лица в органах управления образованием);
на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней (это, собственно про школы).
Так зачем Минпросвещение идет на нарушения закона и здравого смысла?
Можно услышать в ответ опровержение – так это вынужденная мера!
Мера – уничтожить здоровье ребенка?
Или все-же, главным критерием должен быть ребенок с его физическим и психическим благополучием и под это необходимо подстраивать весь процесс организации обучения?
Проблема однозначно не имеет единого решения, но ее необходимо решать оперативно правильно!
А как Вы видите процесс организации дистанционного обучения в столь непростых условиях?