Найти тему
Felix Polski

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРОИГРАЛО БИТВУ ЗА ДЕНЬГИ



ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРОИГРАЛО СВОЮ БИТВУ ЗА ДЕНЬГИ

Сегодня многим из нас все чаще приходиться слышать мнения о том, что общественно-экономическая формация, основным экономическим стимулом для которой была прибыль, готова испустить свой последний вздох. К числу тех, кто уже заказал себе черный фрак для прощания с капитализмом, можно смело отнести видных экономистов и политологов.
В пользу несрабатывания ключевых триггеров общества потребления могут говорить и участившиеся случаи внезапных смертей и самоубийств среди топ-менеджеров крупных добывающих и финансовых корпораций. Если допустить, что причиной этих трагедий явилась внутренняя опустошенность этих людей, то в конце очерка автор возьмет на себя смелость проследить ход этого процесса на примере человека, сумевшего ограбить целую страну. Речь пойдет о Борисе Абрамовиче Березовском.
Автор не хочет заострять внимание читателей на менее значимых фигурах российского рынка, чей проигрыш был предрешен уже в самом начале их рискованной игры. Те, кто в начале девяностых годов втравил их в эту игру, прекрасно сознавали, чем и в чью пользу эта игра завершится.
Теперь попробуем понять причины той напряженности, которая охватила сегодня не только так называемый средний класс, но и все низы российского общества. Если сравнить ситуацию девяностых годов прошлого века и сегодняшний тревожный синдром всего российского общества, то, помимо схожих моментов, они имеет и некоторые существенные различия.
В начале девяностых годов прошлого века возобладал принцип: сперва достаток, а мораль потом. Была даже такая песня: «Поворую, перестану. Жду, когда богатым стану. Вот тогда начну опять я законы соблюдать». И, если говорить о духовных законах, то подобной парадигме следовали многие. Воруя из бюджета значительные суммы, часть этих сумм они жертвовали на благотворительность. Правда, с обещанием соблюдать уголовные законы дела у них обстояли немного сложней.
Изрядная доля агрессивности девяностых выразилась в небывалом росте преступности с преобладанием корыстной мотивации. Однако, та агрессивность девяностых годов прошлого века не имела такого всеобъемлющего охвата, какой она приобрела в наши дни. Этому должна быть причина. И такая причина есть.
Миллионы простых российских граждан, пожертвовавших моралью ради усвоения идеалов общества потребления, неожиданно столкнулись с угрозой нищеты. Тут и катастрофическое падение цены на нефть, и мнимая бездонность Фонда национального благосостояния. А все разговоры о том, что обществу потребления уже снится предсмертный сон, окончательно выбили этих людей из накатанной за десятилетия колеи. Когда людям становится страшно, то большинство из них ищет укрытия. Для некоторых российских граждан таким укрытием стали их воспоминания о социалистическом прошлом. Сегодня они промолчат, если кто-то будет хулить бога, но могут кинуться в драку, если какой-то режиссер или писатель позволит себе спорно отозваться о прошлом страны. Укрытие в прошлом - далеко не лучший способ психологической защиты. Ведь человеческая история не имеет привычки пятиться назад. Хотя в прошлом могут быть надежно сохранены не только скверные, но и полезные человеческие привычки.
Пребывая в подобных несбыточных грезах о прошлом, большинство людей также не хотят принимать и условий, в которых они оказались сегодня. Подобная потеря поведенческой ориентации неизбежно порождает в людях желание найти виновника своих бед. Найти врага, на которого можно было бы выплеснуть всю свою агрессию. Но враг, который втравил этих людей в опасную игру на деньги, недоступен для них. Их враг также испытывает тревогу по поводу крушения своих идеалов и своих финансовых потерь. Он не менее агрессивен. И ему вполне может прийти на ум сократить население земного шара сразу на шесть миллиардов человек. Если для обеспечения жизни хватит пятиста миллионов.
А теперь обещанный анализ. Заветной мечтой Бориса Березовского было встать вровень с той европейской аристократией, которую многие за глаза называют хозяевами мировых денег. Взяв успешный старт и фактически ограбив российской бюджет, наш герой начал пробираться к власти. Стараясь, по-видимому, властными полномочиями компенсировать отсутствие у себя в роду аристократов по крови. Но на этом пути его постигла неудача. Его соперник, не изобретая новых ходов, сумел переиграть его по той же схеме, что и Ходорковского.
Перебравшись в Лондон, Борис Березовский не оставил мечты сесть за один стол с родовой финансовой аристократией. Но теперь его взнос в это закрытое сообщество увеличивался в связи с тем, что за ним тянулся шлейф целого ряда финансовых афер и откровенных хищений. Но нет таких грехов, которые нельзя было бы покрыть деньгами. Однако, претендент на посещения высоких апартаментов без доклада, страдал известной долей скупости, когда речь шла об очень больших деньгах. И вполне мог поставить условие, что сначала пусть будет стул, а уже потом деньги. Такого отношения к себе аристократия, в том числе и финансовая, никому и никогда не прощала. И последовал арбитражный процесс в Высоком суде Лондона, оставивший Бориса Абрамовича и без стула, и без денег. В результате крушения всех своих надежд, наш герой получил стойкую внутреннюю опустошенность. Кто сомневается в истинности моего анализа, пусть прочитает об этом в книге Александра Коржакова «Бесы 2.0».
У читателя к автору может возникнуть резонный вопрос: как же быть всем тем, кто, пожертвовав моралью, не получил взамен денег. И как им побороть в себе ту агрессию, которая стала следствием этих потерь? Дабы не валить все в одну корзину, автор предпочел выступить с таким ответом в одном из своих следующих очерков. Всем успехов и здоровья.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц