Найти тему
Поместье Медиа

Еврейское счастье. Как выжить нелегалу

Почему «Нелегалка» - самое актуальное, что можно сейчас прочесть?

Во-первых - жизнеутверждающе. Девушка выжила и умудрилась успешно скрываться в условиях Берлина 1940-1945 года, когда не только в столице, но и в Германии в целом, шла массовая депортация и уничтожение евреев. Она не сидела при этом в укрытии, как Анна Франк, чей дневник является одним из самых известных произведений эпохи, а гуляла по всему городу и к вечеру так уставала, что ноги гудели!

Во-вторых, она вывела свои правила выживания и сохранения собственной идентичности.

Не счесть психологических экспериментов и манипуляций, которые она предприняла ради своего выживания.

Многие граждане Рейха помогали ей выжить, рискуя всем, селили ее у себя.

Каждые две недели она переезжала, пока не обрела пристанище на срок более долгий.

У неё можно не только научиться, как прокачать конспиративные навыки, но и посмеяться вместе с ней над курьёзами судьбы, как с близкой подругой, которая не растеряется и найдёт выход из любой ситуации!

Она не стесняется, называет плебеев плебеями, а фашистов-фашистами - из-за этого книга снискала неоднозначные рецензии. 

При этом не впадает в ненависть и жажду мести, а подмечает слабости разных классов берлинского общества и играет на них.

Мария Ялович-Симон
Мария Ялович-Симон

Итак, Мария Ялович-Симон была 18-летней девушкой, когда началась война. После вступления в действие нюрнбергских законов о евреях, члены еврейской общины Берлина - то есть семья и друзья Марии поэтапно лишались прав, которые до этого были неотъемлемой частью жизни всякого свободного человека. 

Чуть ли не каждую неделю выходил новый унизительный и странный закон. Евреям запретили не только вступать в брак с неевреями, но и:

-вести адвокатскую практику;

-ходить в продуктовые магазины до 18 часов вечера (после этого времени там, как правило, не оставалось свежих продуктов);

-ходить по тротуарам, посещать театры и музеи, сады и скверы;

-ходить по центральным улицам (список улиц прилагался);

-покупать чернила (напомню, письменное сообщение в те времена было основным);

-выходить на улицу без желтой звезды, прикрепленной на одежду;

-пользоваться метро.

За несоблюдение всех законов евреям полагались каторжные работы и депортация.

Им также предписывалось встать на учет на биржу труда и при получении первой же повестки является на любую указанную работу. Обычно физически тяжёлую, на военных заводах. Несмотря на то, что члены еврейской общины всячески старались не привлекать к себе внимания, Мария специально тренировала выдержку, подходя к полицейским и спрашивая дорогу. При этом она узнала, что большинство полицейских не в курсе всех новых законов:

«– Мы не можем подъехать, нам только по будням разрешено пользоваться общественным транспортом, утром и вечером, на работу и с работы.
– Да ну, быть такого не может!
– Может. Закон такой».

Мария принимает решение не носить звезду, оторваться от общины, «уйти в ледяную пустыню одиночества», и попробовать уцелеть.

Многие родственники предпочитают, покорно собрав вещи, отправиться на Восток. Зато вместе, не разлучаясь.
Многие родственники предпочитают, покорно собрав вещи, отправиться на Восток. Зато вместе, не разлучаясь.

«Среди первых, кто осенью 1941 года получил приказ о депортации, была моя тетушка Грета. Дни перед ее отъездом были тягостны. Одна из знакомых уговаривала меня поехать с тетушкой. Мол, в концлагере мы, молодые, должны поддерживать стариков. Но я уже тогда инстинктивно чувствовала: кто поедет, тот умрет».

Она нарушает все правила и делает важное открытие:

«Я поняла: тот же немецкий обыватель, что смертельно ненавидел богатого еврея из переднего дома, возможно когда-то обманувшего его при продаже земельного участка, и всей душой желал, чтобы этот человек сгинул, ведь тогда он заберет ковер из его гостиной, – тот же немецкий обыватель не имел совершенно ничего против голодающих молодых девушек, которые, как и он сам, прилежно трудились».

Она юная и привлекательная женщина (слишком молода, чтобы быть обвиненной в грехах против общества, она бы просто не успела их совершить), и с большим обаянием, это, конечно, служит ей добрую службу. Порой она придумывает неожиданные и рискованные выходы из ситуации. 

«Начальник цеха Шёнфельд не зря предупреждал, что меня снова отправят на принудительные работы. Несколько раз мне удавалось получить больничный на десять-четырнадцать дней. Но вскоре с биржи труда приходили новые повестки.
Первую я просто проигнорировала. Невероятная наглость по отношению к властям, рассчитывавшим на покорный страх всех граждан перед законом. Потом пришла вторая открытка, на сей раз с пометкой “Повторное уведомление”. С ней я пошла на биржу и сказала:
– Как странно! Здесь написано: “Повторное уведомление”. А первого я вообще не получала.»

А когда ей приносят еще одну повестку с биржи труда, она отвечает:

«– Вы и тут напишите: “Не проживает, отбыла на Восток”, – быстро сказала я.
Короче говоря, из картотеки биржи труда меня вычеркнули, потому что я имела наглость сообщить властям, что меня уже депортировали.»

Она нарушает заповеди:

«Как часто папа цитировал “Пиркей авот”, то бишь “Поучения отцов”: “Не отделяйся от общины!” Но то, что деградировало, распадалось и обречено смерти, уже не было моей общиной. Я не желала к ней принадлежать.»
Поддельные документы Марии Ялович-Симон на имя Йоханны (Ханхен) Кох.
Поддельные документы Марии Ялович-Симон на имя Йоханны (Ханхен) Кох.

Придумывая все новые способы избежать депортации, Мария приходит к выводу:

«В абсурдное время все абсурдно. Спастись можно только абсурдным образом, потому что нацисты хотят всех вас истребить».

Рассказ о жизни «Нелегалки», ставшей чужой согласно новым законам в городе, в котором она родилась и выросла, где жили ее родители, дяди и тети, где она ходила в школу и отмечала дни рождения, это не только рассказ о том, как у человека правители выбили из под ног землю. Но еще и рассказ о милосердии и готовности разных людей протянуть руку помощи, с риском для собственной жизни, приютить, поделиться последним, выполнить человеческий долг. И Мария убеждается, что благородство и доброта - главные качества:

«Я тогда решила: если уцелею и останусь порядочным человеком, то постараюсь всю жизнь прислушиваться, не нужна ли кому моя помощь. Ведь порой достаточно лишь нескольких слов, самого незначительного отклика в нужную минуту, чтобы человек в беде воспрянул духом».

«Нелегалка» повествует о быте берлинцев и с юмором рассказывает о неизвестных российскому читателю подробностях:

«Однажды я четыре часа кряду стояла в жуткий мороз за кониной. В войну это был деликатес. Ведь на мясо шли не старые клячи, которых отправляли на бойню, а убитые на фронте породистые кони».

 

В книге, как наши дальние родственники, встречаются советские анекдоты, бывшие в употребление в Германии:

«Народ стоит в очереди за мясом, но мяса нет. Сперва из очереди выгоняют евреев, потом тех, кто живет не в этом районе, потом беспартийных. В конце концов из подсобки выходит мясник и говорит: “Мне только что позвонили, и я, к сожалению, должен отправить по домам всех, сегодня мяса не привезут”. Народ расходится, сердито ворча: “Вечно евреям везет”».

 

Иногда ей немыслимо трудно справиться со страхом и унижением, но она находит внутреннюю опору и держится, сохраняя себя внутри себя и наслаждаясь одиночеством:

«Стоит, думала я. Стоит маршировать не в такт. И стоило терпеть все эти страхи и мерзости. Ведь жизнь прекрасна.»

В любой момент использует возможности получить удовольствие от жизни:

«Пользуясь случаем, я решила хорошенько отпраздновать свое выздоровление. В двух разных нойкёлльнских забегаловках съела по комплексному обеду. В одной – тушеную капусту, в другой – капусту с брюквой. Вкуснотища, пускай без грамма мяса или жира, но хотя бы горячее. Потом зашла в обшарпанную кафешку, выпила чашку суррогатного кофе.»

Мария мечтает поступить в университет, продолжить познание мира и получить от жизни многое. Но, при этом, она не осуждает тех, кто устал от войны и после победы на находит в себе силы на новый рывок, как ее спасительница, Ханхен Кох:

«Тут нервы у нее сдали, и она разрыдалась, на сей раз совершенно искренне:
– Не хочу я больше, никакая профессия мне вообще не нужна, никакая карьера. Хочу варить варенье, мариновать огурцы, хочу выспаться. Хочу снова набраться сил и наконец-то заняться рукоделием, какой-нибудь яркой вышивкой.
В эту минуту я испытывала к ней самую искреннюю жалость и сочувствие».

Каждый делает свой выбор, как жить и кем быть. Бесценный опыт Марии Ялович-Симон не похож на известные книги о войне, это история неординарная и необычно рассказанная. История, которую стоит знать, в том числе, для того, чтобы она не повторилась.

Как писал Фридрих Ницше: "Когда мы устали, на нас нападают идеи, которые мы давно победили".

Анастасия Розанова

#германия #история второй мировой войны #депортация #репрессии #документальная проза