Чак Паланик наиболее известен в мире за своё детище под названием «Бойцовский клуб». Во всяком случае, для среднестатистического ценителя литературы и кино, коим является и автор этих строк.
Пару недель назад мне попалась на глаза аудиокнига «Уцелевший», вышедшая из-под пера этого необычного литературного мастера.
С первого же аудиофайла я стал ловить себя на мыслях, что теряю хронологию, ведь сюжет построен крайне необычно. Во-первых, здесь полностью отсутствует последовательность, начинать прослушивание вы будете с главы 47. Я подумал, быть может, задумка такая, вроде отсчёта наоборот и закончится роман главой 1? Нет.
Здесь полная хаотичность и сумбур, за сорок пятой может последовать седьмая глава, за пятой – двадцать шестая и так далее. Возможно, в этом есть какой-то потаённый смысл, мне его постичь не случилось.
Говоря о нумерации глав, я не имел в виду просто цифры. Сюжет так же скачет из угла в угол, словно вдаренный с ноги мяч, в закрытом помещении.
Собственно, нечто подобное происходит и в голове главного героя, который ведёт повествование от первого лица. Это психически больной человек, якобы последний из оставшихся в живых в религиозной общине.
Однажды, фанатики-сектанты, которые жили в своём замкнутом мире на манер амишей и прочих мормонов, вдруг совершили массовое самоубийство, поскольку так было НУЖНО. Оставшийся в живых молодой мужчина, выходит в большой мир и получает прозвище Уцелевший.
Здесь и начинается жёсткая психическая философия. Главный герой как бы рассказывает нормальным людям о мире, в котором они живут. Он не стесняется в выражениях, называет вещи своими именами, вольно или невольно вскрывая тайные гнойники порочной человеческой души.
Он становится мессией, вроде нового Иисуса в возрасте тридцати трёх лет. Как если бы тот, родился во времена сексуальной революции в США, а его двенадцать апостолов, были бы наркоманами.
В книге есть мат. Глубоко верующим христианам читать не стоит, может задеть чувства. Ну и последовательную логику здесь не ищите, я бы сравнил произведение с «Записками сумасшедшего» Н.В. Гоголя, только здесь всё обширнее и разнузданнее.