В прошлой статье про ТОП-7 фактов о психологии человека мы частично затронули вопрос о том, почему троечники зачастую добиваются в жизни больших успехов, чем отличники. Мы обещали раскрыть эту темы в следующей статье. Что ж, выполняем обещание.
ВНИМАНИЕ! Эта статья не преследует цели кого-то оскорбить. Кpоме того, всё, перечисленное ниже, не обязательно может относиться к конкретным людям. Это мнение редакции, и Вы вполне можете не согласиться с нами. Выразите своё мнение в комментариях, нам будет интересно почитать ;)
Некоторые родители насильно заставляют своих детей приносить из школы только пятёрки и никаких четверок независимо от того, нравится ли предмет ребёнку или нет. Ведь, особенно раньше, многие считали, что одна из самых главных обязанностей для детей школьного возраста - это учиться, учиться и еще раз учиться!
Я и сама школу окончила с золотой медалью, но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это того не стоило, и лучше бы я получала 4 и 5.
Так ли полезно на самом деле быть отличником? Давайте разберемся.
1. Быть отличником в школе - не гарант жизненного успеха в дальнейшем
Учеными уже давно доказано, что людям, обладающим низким уровнем квалификации, свойственно переоценивать свои способности, а при принятии неправильных решений, что бывает достаточно часто из-за нехватки знаний и опыта, такие люди не способны сделать правильные выводы. Другими словами, бывшие троечники в школе, вырастая, часто становятся очень амбициозными людьми, которые учатся на своих ошибках и не останавливаются перед возникающими трудностями. Они могут до последнего верить в успех своей идеи, даже самой безумной. Одни из успешнейших программистов, которые живут в Кремниевой Долине, США, в один голос говорят о том, что всё, что сейчас кажется обычным делом, раньше было абсолютно сумасшедшей идеей, от реализации которой не отказались. Например, Facebook, который предлагал создавать в Интернете страницы людей с их настоящими именами для общения, не рассматривался всерьёз. А ведь сейчас это одна из крупнейших социальных сетей с миллиардными бюджетами!
А люди с высокой квалификацией обычно принижают свои способности. Это происходит чаще всего не столько из-за заниженной самооценки (наоборот среди бывших отличников распространено мнение, что общество их недооценивает), сколько из-за отрезвлённого взгляда на мир. Они часто не решаются на риск и расценивают свои шансы на успех в той или иной сфере как очень низкие. Такие люди привыкли излишне думать перед тем, как сделать, теряя в этих раздумьях все свои амбиции, а бывшие троечники делают здесь и сейчас, потому что они не бояться ошибиться.
2. Вырабатывается зависимость от общественного мнения
Отличник исправно выполняет всё, что задают учителя. Если вдруг окажется, что он что-то не сделал или о чем-то не знал, страшно представить, что будет: паника, страх, потерянность... боязнь, что учителю это не понравится и что он будет ругать или поставит плохую оценку. Отличник привык работать так, что его просто не за что осуждать, поэтому такие ситуации - это большой стресс для него. Со временем такие люди, сами того не замечая, подсаживаются на иглу общественного одобрения и подсознательно стремятся понравиться всем, поэтому общественное мнение часто заменяет им собственное. А ведь это очень серьезно мешает в жизни, когда ты боишься сделать то, что сам хочешь и к чему стремишься, только из-за того, что кто-то может не оценить или посмеяться над тобой. Хотя если разобраться в этом поглубже, то мнение большинства таких людей вообще никак не повлияет на твою жизнь. В то время, как троечник еще со школы привык к тому, что далеко не всем нравится то, что он делает. Для него главное, чтобы ему самому нравилось, а мнение людей вокруг - это далеко не первостепенное.
3. Отличники не умеют правильно расставлять приоритеты
Это связано с тем, что отличники привыкли выполнять всё, что задали, а иногда и даже больше, не задумываясь, нравится ли им этот предмет вообще. Кроме того, постоянно проводя всё свободное время за учебниками и книгами, они даже не успевают понять, чем хотят занимать в жизни: ведь они просто выполняют поставленные задачи. А троечники делают, наоборот, только то, что хотят делать и не уделяют особого внимания тому, что не вызывает интереса. Таким образом, они уже лучше понимаю себя и свои цели, знают, чем хотят заниматься по жизни. Будучи сама в школе отличницей, по окончании 11 класса я столкнулась с такой проблемой, как на какую специальность поступать в ВУЗ? В итоге, я выбрала специальность, которая сейчас мне вообще не нравится.
Кроме того, когда дело касается выбора: например, делать уроки, чтобы вдруг не получить плохую оценку или заняться тем, что нравится или тем, что поможет в будущем, но позволить себе плохо подготовиться к урокам, для отличника выбор очевиден - делать уроки, ведь мечта подождет. Таким образом, он откладывает то, что возможно поможет достичь цели, чтобы сделать уроки, которые в жизни могут вообще не пригодиться, но зато получит 5. Хорошие оценки - это безусловно хорошо, но гораздо важнее научиться не просто делать то, что сказали, как запрограммированный робот, а выбирать только то, что полезно для тебя и твоего будущего.
4. Отличники оценивают других людей по их достижениям
В случае отличников действует такая логика: если человек хорошо учится, значит он и человек хороший, а тот, кто учится хуже - и сам плохой. Люди вокруг оцениваются по внешним результатам, а ведь это в корне неправильно. И самое страшное, что детей этому не учат. Ведь то, какой человек, не определяется оценками в его дневнике. Эта логика может помешать и в будущем: важно помнить, что провал не делает из человека неудачника, все могут ошибаться, и , наоборот, победа не делает человека лучше других. Гораздо важнее понимать, что каждый человек - это безусловная ценность и оценки не делают его хуже или лучше.
5. Отличники не учатся мыслить креативно
Отличник - это квинтэссенция терпения, усидчивости, хорошей памяти и стремления учиться. Выполняя то, что задаёт учитель, отличник берет и выполняет, не думая о пользе. Но во взрослой жизни редко встречаются однозначные задачи. Чаще всего человек оказывается перед выбором и далеко не всегда однозначным, придется находить выход из сложных ситуаций, поэтому развитие собственного независимого мнения, мышления, креативности и фантазии гораздо важнее, чем умение прочитать и рассказать на уроке получебника. Какой креатив в том, чтобы беспрекословно выполнить то, что сказал преподаватель? Зато сколько фантазии и убедительности нужно иметь, чтобы придумать убедительную отмазку ;)
6. Отличники часто не умеют отстаивать свою точку зрения
У таких детей чаще всего покорный и мягкий характер, но в условиях жесткой борьбы за лидерство во взрослой жизни человек с таким покладистым характером скорее пропадет, чем вырвется вперед. Ведь это абсолютно нормально отстаивать свои интересы и не хотеть заниматься тем, что тебе не нравится, а если ребёнок днями напролет занимается только уроками и не возражает стоит задуматься.
7. Плохо развиваются социальные навыки
Чаще всего можно наблюдать такую картину: на перемене все дети общаются, отдыхают, а отличник сидит за партой и повторяет учебный материал. Причиной этому может быть и желание вспомнить то, что учил дома, чтобы на уроке хорошо ответить, и простое отсутствие друзей. Отличников часто не любят в классе, потому что стереотипно считают их зазнавшимися или неинтересными. Но без социальных навыков, которые формируются во многом из взаимодействия с обществом и из общения с людьми, представить себе взрослую жизнь просто невозможно. Учебник по биологии не заменит ребенку друга.
8. Это вредно для здоровья
В конце концов, большинство отличников имеют какие-нибудь проблемы со здоровьем. В этот список не входят люди, которые умудряются хорошо учиться и заниматься спортом. Но такие люди всё-таки редкость. Всё просто: нельзя постоянно сидеть за уроками. Ухудшается зрение, страдает позвоночник, из-за недосыпов ухудшается общее состояние организма, частые стрессы - и это еще далеко не полный список. А стоит ли отличная учеба таких потерь? Развитие как физического здоровья, так и интеллекта должны должны проходить параллельно, потому что одно без другого не так ценно.
Безусловно, учиться "на отлично" - это очень похвально и круто, но не следует это ставить первостепенной целью. Нет абсолютно ничего страшного в том, чтобы получиться плохую оценку. Это не конец света. И просто помните, что успех в жизни определяется далеко не школьными оценками! Пишите в комментариях, как Вы учились в школе?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи. Спасибо за прочтение, автор статьи, Алёна.