Мы знаем Джимми как величайшего гитариста, бывшего участника The Yardbirds, и, конечно же, основателя легендарной группы Led Zeppelin. Однако он проявил свои талант, гениальность и новаторство задолго до участия в этих группах, работая сессионным музыкантом. Совсем ещё молодой Джимми Пейдж оказал огромное влияние на звучание музыки 60-х, участвуя в сотнях, а то и в тысячах музыкальных записей того времени, и работая в множестве лондонских музыкальных студий как анонимное лицо. Именно поэтому полная сессионная дискография музыканта никогда не будет доподлинно известной. Тем не менее, из того, что всё же известно, ну никак нельзя не обратить внимание на джемминг Пейджа с The Kinks, The Rolling Stones или с The Who, на его блюзовую игру у Отиса Спэнна, да даже на создание основы для поп-хита Марианны Фэйтфул и для саундтрека к бондиане в исполнении Ширли Бэсси. В общем, Джимми умело справлялся с каждым жанром или направлением, встающим на его пути, привнося туда что-то свежее и уникальное. И если вам интересны творчество Джимми Пейджа и музыка 60-х, предлагаю ознакомиться с 20 треками при участии Джимми Пейджа, о которых вы возможно не знали!
Джет Харрис - Diamonds (1963)
Вероятно, это была первая сессионная запись Джимми для песни бывшего басиста Shadows Джета Харриса. Джимми тогда было 19 лет, он стал студентом художественного колледжа и тогда же принял участие в концерте в Marquee Club около центра Лондона, после чего ему стали поступать предложения об участии в различных проектах в качестве сессионного гитариста. Так ему и предложили внести свою лепту в песню Diamonds. Сам Харрис исполняет партии на электрогитаре Fender Jaguar, Тони Миэн за ударными, а Джимми Пейдж поддерживает ритм мелодии на акустическом уровне. Так, дебютировав в 1963 году, сингл Diamonds буквально покорил Великобританию, взлетев в стране на первую строчку и удерживаясь на ней около трёх недель. А Джимми Пейдж почти за одну ночь стал очень востребованным музыкантом в студийном мире.
Ширли Бэсси - Goldfinger (1964)
Это заглавный трек к третьей части фильма о Джеймсе Бонде. Он был основан на песне Moon River из "Завтрака у Тиффани". Исполнила легендарный саундтрек Ширли Бэсси, композитором стал Джон Барри, а свой вклад в аранжировку внёс Джимми Пейдж, продвигая песню вперед с помощью акустической гитары. Правда на фоне оркестра игра немного теряется.
The Nashville Teens - Tobacco Road (1964)
Ребята на самом деле далеко не из американского Нэшвилла, а из английского Суррея. В то время The Nachville Teens выступали на разогревах таких американских исполнителей, как Джерри Ли Льюис и Карл Перкинс во время их тупа по Европе. Затем, группа решила двигаться дальше самостоятельно, и записала свой первый сингл Tobacco Road, по совместительству ставший самым большим хитом в их карьере. А в его создании группе помог Джимми Пейдж, поставив этот фирменный рифф в технике string-bending.
Отис Спэнн - Stirs Me Up (1964)
Отис Спэнн был одним из величайших блюзовых пианистов послевоенного Чикаго. Но, как и многие его современники, такие как Сонни Бой Уильямсон II и Хаулин Вулф, когда в начале 60-х популярность блюза в Америке начала падать, он был вынужден переехать в Европу, где свежая и молодая публика готова была принять пианиста с распростёртыми объятиями. Для сессионной дискографии Пейджа трек Stirs Me Up является довольно необычным, так как Джимми здесь играет не на привычной гитаре, а на гармонике. За гитарную партию ответственным был, кстати, Эрик Клэптон.
Дэйв Бэрри - The Crying Game (1964)
В начале-середине 60-х годов в Англии, когда продюсеры заказывали гитаристов для записи в тех или иных песнях, звонок обычно поступал двум людям: либо "маленькому" Джимми Пейджу, либо "большому" Джиму Салливану. Так вот, поп-хит Дэйва Берри The Crying Game - один из тех, где участвовали сразу оба музыканта: Пейдж отвечал за акустические партии, Салливан - за электрические. Оба гитариста остались хорошими друзьями и после окончания сессионной карьеры Джимми Пейджа. Биг Джим даже одолжил Пейджу свою заветную гитару Gibson J-200 для записи акустических партий на первых двух записях Led Zeppelin.
The Rolling Stones - Heart of Stone (1964)
Речь идёт не об известной версии сингла, а скорее о демо-варианте, записанном тремя месяцами раннее, где Джимми играл на соло-гитаре, а заместо Чарли Уоттса за барабанами находился Клем Каттини. Эта версия возможно и слабее известной, но она занимательна тем, что является ранней попыткой смешать кантри с R&B. Подобное такому было записано аж 4 года спустя группой The Byrds на песню You Don't Miss Your Water Уильяма Белла. В конечном счёте, версия с Пейджем не канула в небытие. Её можно услышать на альбоме роллингов Metamorphosis 1975 года. Кстати, это не единичное появление Джимми в записи Rolling Stones. Его соло-гитару можно услышать в песне One Hit (to the Body) 1986 года.
Them - Baby, Please Don't Go (1964)
Группа Them во главе с фронтменом Ваном Моррисоном была одним из самых горячих и вдохновляющих коллективов, обособившихся от музыки британского вторжения 60-х. Baby, Please Don't Go должна была стать вторым синглом группы после Don't Start Crying Now, выпущенной несколькими месяцами раннее. Вообще, изначально песня была написана и записана Биг Джо Уильямсом в 1939 году, но именно версия Джона Ли Хукера 1949 года вдохновила Моррисона перезаписать песню ещё раз на свой лад. Гитарист Them Билли Джо Харрисон отыграл все ведущие гитарные партии, а Джимми Пейдж был в ответе за ритм-секцию.
Петула Кларк - Downtown (1964)
Сложно сопоставить репертуары тяжёлого блюза Led Zeppelin и поп-хитов 60-х Петулы Кларк, тем не менее Джимми успел и с ней посотрудничать. Дело в том, что когда вы - сессионный музыкант, пытающийся пробиться в музыкальном мире, вы так или иначе будете браться за любую работу, которую вам дают, вне зависимости от того, насколько далёким и нетипичным для вашего видения это может показаться. Плюс, в резюме начинающего музыканта никогда не будет лишней песня, ставшая хитом номер один в США, не так ли? Как и в случае с "Голдфингером", вклад Пейджа здесь несколько теряется за помпезным оркестром, тем не менее где-то в середине песни можно отчётливо услышать звуки его любимого Gibson Les Paul.
The Kinks - I'm a Lover, Not a Fighter (1964)
Отдаляясь от перегруженного звучания, характерного для ранних хитов Kinks, I'm a Lover, Not a Fighter многое заимствует из школы рок-н-ролла Элвиса Пресли и Джонни Кэша начала пятидесятых. Соло Дейва Дэвиса в середине песни напоминает лучшее из репертуара Скотти Мура и Лютера Перкинса. Джимми исполнил здесь партию на 12-струнной гитаре, которая помогла заполнить трек и добавить лёгкую необработанность к аранжировке.
Вашти Баньян - Some Things Just Stick in Your Mind (1965)
Первоначально песня была написана Миком Джаггером и Китом Ричардсом для дуэта Дика и Диди в 1964 году. Затем роллинги решили записать собственную версию песни, но так и оставили её пылиться в архивах. И год спустя, свою версию песни представила певица Вашти Баньян. Песня была спродюсирована менеджером роллингов Эндрю Лугом Олдэмом под руководством Джимми Пейджа, который на тот момент уже был внутренним продюсером лейбла Олдэма Immediate Records. Тогда эта песня мало чем отличилась в чартах, однако спустя много-много времени таки получила своё признание.
Нико - The Last Mile (1965)
За годы до того, как немецкая певица Нико познакомилась с Энди Уорхолом и присоединилась к группе The Velvet Underground, она была очередной моделью-актрисой, пытавшейся начать музыкальную карьеру. После её встречи с гитаристом Rolling Stones Брайаном Джонсом, ей удалось выйти на менеджера роллингов Эндрю Луга Олдэма, который согласился подписать краткосрочный контракт с певицей на лейбле Immediate Records. А поскольку внутренним продюсером лейбла на тот момент был Джимми Пейдж, Олдэм объединил его с Нико для записи дебютного сингла. Эндрю и Джимми написали песню, а после Пейдж, только лишь благодаря своей акустической гитаре, сделал звучание песни поистине захватывающим. И способности Нико, и способности Пейджа в последующие годы после выпуска The Last Mile стали очень даже щедро оцениваться.
The Who - Bald Headed Woman (1965)
Вообще-то, Пейдж принимал участие и в более популярной песне группы I Can't Explain, но об этой песне он позднее сказал следующее:
"Я правда не знаю, зачем меня туда взяли. Я играю рифф на заднем плане - за Питом Таунсендом. Мне вовсе необязательно было там быть, вы едва можете меня услышать. Но находиться в студии было волшебно!"
Вклад Пейджа гораздо более очевиден в песне Bald Headed Woman, где он играет характерную ведущую гитарную партию, переплетающуюся с плачущей гармоникой Долтри.
The Manish Boys (c Дэвидом Боуи) - I Pity the Fool (1965)
Да, вполне возможно The Manish Boys были бы ещё одной забытой группой британского вторжения, если бы не тот факт, что членом группы был Дэвид Боуи, тогда ещё носивший своё имя - Дэви Джонс. Записанная группой песня I Pity the Fool - стандартный адаптированный блюз "белых мальчиков" на оригинальную песню Бобби Блэнда, выпущенную четырьмя годами раннее. Настоящей изюминкой трека стало грязное соло Пейджа в высокой тональности, которое можно услышать в середине. Уже спустя время Боуи рассказывал, что именно во время той записи Джимми подарил ему рифф, который Дэвид впоследствии использовал для песни The Supermen со своего альбома The Man Who Sold The World 1970 года.
Марианна Фэйтфулл - In My Time of Sorrow (1965)
Здесь Пейдж занимался не только музыкой, но и приложил свою руку к словам. In My Time of Sorrow была написана Джимми совместно с его тогдашней девушкой и певицей Джеки ДеШеннон специально для студийного LP Марианны Фэйтфулл. Получилась довольно заурядная поп-песня, наиболее примечательная яркими аккордами клавесина и характерным вокалом Фэйтфулл. После того, как Джимми помог ей записать трек, он также поддержал певицу во время её короткого тура по Европе.
Донован - Sunshine Superman (1966)
Как и будущий товарищ по группе Led Zeppelin Джон Пол Джонс, Пейдж провёл довольно много сессий с известным шотландским певцом Донованом во второй половине 60-х. Известно, что Джимми работал с ним и над такими песнями как Hurdy Gurdy Man, Teen Angel, The Trip. Sunshine Superman получился необычным треком в духе психоделии, заложившим основу для одноимённого альбома исполнителя. Кстати, в 2011 году Пейдж выступил с Донованом на одном из его концертов в Лондоне, сыграв с ним Sunshine Superman.
The Fleur De Lys - Circles (1966)
Совместная история Джимми с группой Fleur De Lys - это ещё один контракт Эндрю Луга Олдэма на Immediate Records (опять же, где Джимми работал продюсером). Сначала Пейдж принял участие в записи Moondreams, а спустя год он снова присоединился к ребятам чтобы спродюсировать и сыграть Circles. Вообще-то песня была написана Питом Таунсендом и принадлежала The Who. В последствии продюсер The Who Шел Талми подал судебный иск, после чего ребятам из Fleur De Lys вроде как пришлось убрать этот сингл. Версия группы получилась более энергичной и дезориентирующей, чем оригинал. Джимми играет на шестиструнной бас-гитаре Mania.
Джефф Бэк - Beck's Bolero (1967)
Джефф готовился к записи своего первого сольного сингла после ухода из The Yardbirds, и за помощью он решил обратиться к своему старому товарищу по группе и другу детства Джимми Пейджу, чтобы тот приложил свою руку к продюсированию сингла. В итоге для записи Джимми позвал будущего коллегу по Led Zeppelin басиста Джона Пола Джонса и ударника из The Who Кита Муна. Сам он сыграл ритмичную партию на 12-струнной гитаре, что позволило Бэку исполнить лидирующие партии. И кстати, именно тогда начали зарождаться мысли о создании отдельной группы. В тот день все четверо участников были настолько увлечены результатами, что начались разговоры о создании реальной группы из проекта. И тогда же Мун сказал, что группа рухнет как "свинцовый дирижабль". Так в голове Пейджа и были посеяны семена того, что в последствии станет группой Led Zeppelin.
Джонни Холлидэй - A Tout Casser (1968)
Прозванный в начале своей карьеры "французским Элвисом", в 1968 имя Холлидэя стало одним из крупнейших в Европе. В том же году он записал два альбома, ставших номером один в его стране, и ещё два в следующем. Четвёртый трек на его альбоме Jeune Homme "A Tout Casser" (он же Breaking Everything) представляет собой полный психоделический срыв, что очень удобно сочеталось с тем, чего хотел Джимми от The Yardbirds перед их распадом. Песня получилась настоящим экспериментальным чудом для Джимми: там он использовал изобилие панорамированных звуков, обратное эхо, эффект квакера, в общем все фирменные элементы, которые гитарист будет использовать для достижения наилучшей техники в ближайшие годы.
Джо Кокер - With a Little Help From My Friends (1968)
Во время небольшого простоя в карьере Джимми, между распадом The Yardbirds и ростом Led Zeppelin, в 1968 году он решил вернуться к студийному прошлому, чтобы помочь британскому блюзмену Джо Кокеру с его дебютным альбомом With a Little Help From My Friends. Пейдж внёс гитарные партии для пяти различных песен на этом альбоме, но особенно значимым стал кавер на The Beatles. С самого начала песни Пейдж заявляет о своём присутствии вибрато и воем своей электрогитары и продолжает соответствовать неподражаемому рычанию Кокера раз за разом на протяжении всей песни. Получилось очень здорово, а песня стала ещё одним хитом номер один для Пейджа и первым из двух хитов для Кокера.
Пи Джей Проби - Jim's Blues (1969)
Этот трек известен не только участием в нём Джимми Пейджа, но и включением в него всего состава Led Zeppelin ещё до записи их первого альбома. Джон Пол Джонс был нанят для аранжировки и басовых партий альбома Проби Three Week Hero еще за месяцы до того, как он присоединился к остальным участникам Led Zeppelin. Когда пришло время записи, а он уже состоял в группе, Джонс просто попросил Планта, Пейджа и Бонэма помочь с записью песни, на что они, собственно, согласились. И кстати, это не был первый раз, когда Пейдж работал с Проби - он также участвовал в записи его хита Hold Me в 1964 году. В отличие от многих записей, в которых Пейдж участвовал во время карьеры сессионного музыканта, именно эта запись больше всего приблизилась к звучанию, которое впоследствии определит большую часть его работы в Led Zeppelin. С добавленной гармонической партией Планта, медленным, блюзовым темпом и чувственной игрой, Jim's Blues звучит действительно очень похоже на будущую кавер-версию зеппов You Shook Me.
Получается так, что музыкальный вклад Джимми присутствует на очень многих знаковых работах 60-х годов. С 19 лет он работал с крупнейшими исполнителями того времени, в 21 год уже стал музыкальным продюсером, приложившим свою руку не к одному хиту 60-х, работал в абсолютно разных музыкальных направлениях, да и просто не оставил сомнений в том, насколько талантливейшим музыкантом он был, есть и будет.
Возможно вам будет интересно:
Спасибо, что дочитали статью. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал - впереди много чего интересного!