Найти тему
Дневник моего отца

Талантлив тот, кто преодолел лень. Мысли, 1979 год

Прочитал в «ЛГ»* о Викторе Астафьеве. Ни одной новой мысли. Но это не обидно должно быть для него. Интервью очень интересное, искреннее. Просто все, что говорится о таинствах творчества, об осмыслении жизни – я уже испытываю на себе. И говорю «не ново», а читай – знакомо. Я тоже люблю начинать на «И».

И знаю, что талантлив тот, кто преодолел лень. Знаю это по своей непреодолимой лени, по жигаловской самоотверженности.

Что запомнилось?

Заметки Евгения Жаплова

28 марта 1979 года

  • "ЛГ" - "Литературная газета"

Читать стихи. В них острее ощущение времени, больших проблем современности. И в кон попало выступление в «Комсомолке» А. Ананьева. А там три критерия оценки лит. произведений Л.Н. Толстым данных. Вот они:

"Мне хотелось бы сказать о мастерстве писателя. В предисловии к «Крестьянским рассказам» С.Т. Семенова Лев Николаевич Толстой пишет: «…Я давно уже составил себе правило судить о всяком художественном произведении с трех сторон:

1) со стороны содержания – насколько важно и нужно для людей то, что с новой стороны открывается художником, потому что всякое произведение тогда только произведение искусства, когда оно открывает новую сторону жизни;

2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию форма произведения

3) насколько искренне отношение художника к своему предмету, то есть насколько он верит в то, что изображает.

Это последнее достоинство мне кажется всегда самым важным в художественном произведении. Оно дает художественному произведению его силу, делает художественное произведение заразительным, то есть вызывает в зрителе, слушателе и читателе те чувства, которые испытывает художник». Вот какие критерии выдвигал великий мастер слова».

Вчера поздно ночью закончил «Трех мушкетеров». Катарсис. Плакал над смертью Атоса и Рауля. Плакал. И не стеснялся слез.

Потрясен буйной фантазией авторов – Дюма и Огюста Маке. Третий том, правда, клейкий и скучный, как липучая мухоловная лента. Но читал, подогреваемый спортивным интересом: что же дальше? Не верилось, что скука эта бесконечна. И добрался. Четвертый том особенно история железной маски. Надо ведь: она выдумана. А какой вихрь мыслей, какая скачка событий!

А сегодня читаю А. Моруа «Три Дюма». Заметил, что последнее время стремлюсь после прочтения худ. книги обязательно найти что-нибудь о ее авторе.

Решаю для себя, что начинаю изучать Л.Н. Толстого. Дневники, письма, творчество. Пора. Мне кажется, он должен во мне что-то перевернуть, изменить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Когда распахнул тайную дверцу перед посторонним человеком

Раздрай в деревне Саперкино. Записки журналиста, 1979 год

Что книга последняя скажет…Дневник сельского журналиста, 1979 год