В период раздробленности общерусская культура не только не утратила единые национальные черты, но и обогатилась, став разнообразнее. Так, например, приземистая и лаконичная новгородская архитектура резко отличается от изящных, покрытых кружевом каменной резьбы храмов Владимиро-суздальского княжества.
Церковь Спаса на Нередице (1198 г.) под Новгородом.
Церковь Спаса на Нередице – типичный образец новгородской архитектуры, выражающий характер новгородского купечества – прочный, основательный, без излишеств.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
Церковь является настоящим шедевром русского средневекового зодчества. Была возведена в 1165 г. в честь победы над волжскими булгарами и находилась в полутора километрах от княжеской резиденции, в Боголюбове.
Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.)
Богатейший белокаменный собор поражает величественностью и строгостью форм. Резные растительные орнаменты на стенах храма переплетаются с образами фантастических животных: львов, грифов, фениксов. На обращенном к городу фасаде изображён князь Всеволод Большое Гнездо со своими детьми перед народом. Так создатели храма выказали почтение заказчику строительства.
Успенский собор во Владимире (1158-1161 гг.)
Построенный по повелению князя в высшей точке города, Успенский собор стал главным храмом Северо-Восточной Руси. После пожара 1185 г. он был значительно перестроен – из одноглавого стал пятиглавым и получил новые внешние стены – галереи, украшенные аркатурно-колончатым поясом.
Золотые ворота (1164 г.)
В 50-60е гг. XII в. Владимир окружают крепостными деревянными стенами с белокаменными надвратными башнями, самая красивая из которых открывала главный въезд в город – Золотые ворота.
Ангел Златые Власы (XII в.)
Стремительно развивается живопись. Шедевр того времени – новгородская икона Ангел Златые Власы. Несмотря на явное византийское влияние, икона несёт в себе черты зарождающейся новгородской иконописи школы.
Летописи XII – XIII вв. в основном ограничиваются повествованием о местных событиях: смене князей и епископов, военных походах, постройке церквей, неурожаях или примечательных явлениях природы. Иногда в разных летописях событиям давались противоположные трактовки в интересах местных властей. Так, киевские летописцы, стараясь вернуть былое величие Киевской Руси, осуждают междоусобицы и призывают к единству. Владимирские летописцы повествуют о сильной княжеской власти и галвенства Владимиро-Суздальской земли. Новгородских летописцев интересуют только события, связанные с местной жизнью.
Слово о полку Игореве (1185- 1187 гг.)
Пожалуй, главное произведение всей древнерусской литературы. Написанное между 1185 и 1187 гг., оно раскрывает подробности жизни княжеской дружины. Есть мнение, что произведение было написано одним из дружинников Игоря. Яркие образы, глубокое понимание происходящего, искренняя любовь к Родине ставит это произведение в один ряд с шедеврами мировой литературы.