Небольшая предыстория
Моё знакомство со Вселенной Гарри Поттера произошло в год выхода первого фильма - и составило всего 10 минут.
Это были летние каникулы после окончания первого класса, нам с двоюродными-троюродными братьями принесли кассету с новым фильмом о каком-то там мальчике-волшебнике, и да - мы выключили её спустя 10 минут просмотра...
Но спустя некоторое время - мне в руки попала первая книга - и тут понеслось...
Второго фильма, помню, я ждал больше, чем любого праздника!
А это я всё к чему - а к тому, что в статье этой мы начнём разбирать положительное влияние Гарри Поттера на детское чтение - оно, как вы можете догадаться - довольно велико.
Аннотация
В этой статье приводятся результаты исследования, проведенного в небольших фокус-группах при финансовой поддержке Британской академии. Опираясь на представление Герберта Марша и Ричарда Шавелсона об "академической самооценке", а также на взгляд Дэвида Бартона и Мэри Гамильтон на грамотность, как на контекстную социальную практику - авторы исследуют то, что молодые британские поклонники Гарри Поттера воспринимают как влияние романов на их последующее поведение при чтении и академическое развитие. В частности, они рассматривают вопрос о том, считают ли эти дети, что "Гарри Поттер" помог им улучшить их навыки грамотности, и считают ли они, что книги изменили их отношение к чтению.
Гегемония школьной литературы
Обсуждение вопросов, связанных с распространением грамотности и успеваемостью, как правило, сосредоточено на школе, а также на маргинализации домашней и других видов внешкольной практики в области распространения грамотности. Точка зрения Дэвида Бартона и Мэри Гамильтон на грамотность как на контекст - позволяет предположить, что в данной ситуации некоторые методы чтения и концепции грамотности имеют большую ценность, чем другие (Barton and Hamilton, 1998; Street, 1995).
Эта предвзятость проявляется в том, что многие британские педагоги постоянно девальвируют те тексты, которые учащиеся предпочитают читать вне класса, сужая определения достижения в области грамотности до возможностей детей справляться с "качественной" художественной литературой. Джеки Марш и Элейн Миллард (2000 г.) приводят примеры детей, которые жадно читают вне школы, но причисляются к категории бедных или слабых читателей в школе, поскольку выбранный ими материал для чтения не соответствует критериям качества, установленным педагогами (см. также Moss, 2007 г.; Watson, 2011 г.).
Когда родители вовлекают детей в деятельность, связанную с чтением - они также выявляют у детей навыки грамотности и уверенность в себе - в качестве читателей; это может впоследствии укрепить их школьную грамотность (Heath, 1982; Smith, 2004). Когда занятия по чтению дома не проводятся или девальвируются учителями, детям может быть труднее выполнять школьные задания и разрабатывать позитивную "Концепцию самопознания в отношении грамотности" (Archambault et al., 2010; Mata, 2011; Rouland et al., 2013). Мы повторяем аргумент Марша и Милларда о том, что педагоги должны в большей степени учитывать внеклассное чтение детей при обучении грамоте, расширяя учебные программы за счет включения в них популярных художественных произведений, серийных романов и, возможно, фильмов в качестве отправной точки для изучения более сложных текстов (см. также Burn and Durran, 2007; Marsh, 2005; Parry, 2013).
Гарри Поттер пересек границу между домом и школой
Он имеет огромное количество взрослых читателей, включая родителей детей школьного возраста (Gupta, 2009).
Благодаря тому, что эта серия знакома многим детям, учителя смогли использовать ее для ознакомления своих учеников с символикой и архетипами (Kelley, 2013), а также с морфемами (в именах персонажей; см. Nilsen и Nilsen, 2005) и критикой гендерных стереотипов (Killoran et al., 2004).
Одной из причин такого знакомства является тот факт, что "Поттер" - представляет собой глобальный литературный, кинематографический и коммерческий феномен, но не менее важным является общее знание и энтузиазм детей по отношению к сериалу. Романы о мальчике-волшебнике выполняют роль того, что Лев Выготский (1978) называет "культурными инструментами": ориентиры, которые стимулируют взаимодействие и способствуют обучению и когнитивному развитию. Акцент Выготского на взаимодействии в процессе обучения - подчеркивает социальную природу грамотности, что подкрепляет мнение Бартона и Гамильтона о том, что грамотность лучше всего понимается как набор социальных практик.
В рамках "Опыта Гарри Поттера" дети делятся текстом в дискуссии с друзьями на веб-сайтах или на вечеринках Гарри Поттера, где заново переживаются эпизоды и мероприятия (Мосс, 2007 г., стр. 116).
Потенциальная польза от "Гарри Поттера" для развития детской грамотности заключается, следовательно, не только в чтении текста, но и в соответствующих дискуссиях и других (совместных) видах деятельности, таких как чтение и написание фанфиков, просмотр фильмов, а также игры на игровой площадке Поттера и компьютерных играх.