Есть у карантина и есть плюсы, то они где-то здесь - есть возможность спокойно почитать что-нибудь приличное.
И
начать я хочу с советской классики. Знаете, почему? Потому что мне за нее обидно. Потому что есть сейчас много людей, которые считают, что советская классика устарела; что книги, написанные в советское время, представляют собой сплошь пропаганду; и вообще, зачем их в наше время читать.
Эти суждения – стереотипы, причем стереотипы вредные.
Тем, кто не хочет читать советскую классику, нужно понять одну простую вещь. Советские писатели работали в условиях жесточайшего отбора, тщательного контроля и постоянной цензуры. Те книги, о которых я хочу рассказать – это результат такого отбора. Это сейчас каждый графоман с парой долларов в кармане может издать свою книгу, и завалить ей полки магазинов. В советское время для того, чтобы издаться хотя бы в журнале «Юность», нужно было обладать недюжинным талантом. Да, многие этот талант переводили на конъюнктуру и пропаганду. Но были те, которые даже в этих условиях умудрялись писать хорошо.
А поскольку советская классическая литература велика и безбрежна, я буду рассказывать о ней постепенно, частями. И только о своих любимых вещах.
1. Нодар Думбадзе. «Я, бабушка, Илико и Илларион». Очень смешная, очень добрая, очень легкая и немного грустная книга и детстве и взрослении грузинского подростка, которая одинаково хорошо подойдет как взрослым, так и детям – но дети не весь юмор оценят. Взрослые будут смеяться, плакать и вспоминать детство.
2. Вильям Козлов. «Президент Каменного острова». Если у вас растет пацан, и вы хотите привить ему правильные принципы – дайте ему Козлова. Сильная и легкая повесть о мальчишеской республике на необитаемом острове, ее войне с браконьерами, и ее непоколебимом и суровом президенте – Сороке. Взрослым тоже рекомендую. Вернуться в атмосферу правильного, честного и чистого взросления – это в наше время дорогого стоит.
3. Анатолий Приставкин. «Ночевала тучка золотая». Повесть о двух подмосковных детдомовцах военного времени, в которой самое интересное – это отчаянный драйв выживания в условиях войны. Те, кто читал эту книгу, никогда не забудут ни рассказ о подкопе, ни схему с батоном, ни баночки с джемом. Очень неоднозначная, хотя, наверное, логичная концовка.
4. Алексей Толстой. «Петр Первый». Толстого принято недооценивать, называть соцреалистом и «красным графом». Но «Петр Первый», на мой взгляд – один из самых мощных исторических романов в советской литературе. Когда вы начнете эту книгу читать, вы не оторветесь от нее до конца второго тома – а в конце второго тома пойдете гуглить биографию Толстого, чтобы понять – а почему так? О чем роман? О Петре Первом, понятное дело. Толстой для Петра Первого сделал примерно то же самое, что Джандарбеков для Томирис, а Калашников – для Чингисхана.
5. Григорий Белых, Алексей Пантелеев. «Республика ШКИД». Двадцатые годы. Самых отмороженных беспризорников Петербурга отправляют на перевоспитание в школу имени Достоевского – ШКИД. Если вы ожидаете от такой завязки развития в виде криминальной повести или выживальческой чернухи, вы ошибетесь. «Республика ШКИД» - это очень добрая история самого удивительного человеческого перевоплощения и педагогического опыта, который только можно себе представить.
6. Василий Шукшин. "Алеша Бесконвойный" и другие рассказы.
"Алеша Бесконвойный" - небольшой, буквально страниц на пять рассказ Шукшина мне показал мой дядя - страстный любитель и знаток бани, и я с тех пор перечитывал его бессчетное количество раз. В рассказе нет никаких событий, никакого увлекательного сюжета, да и характеров, как таковых, нет - зато в нем есть атмосфера, в которую погружаешься, как в атмосферу любимой песни.
Да и вообще у Шукшина многие рассказы очень хороши. И фильмы тоже.
7. Александр Солженицын. "Один день Ивана Денисовича".
Это тоже книга-атмосфера. Книга, которую нужно читать в уюте, укрывшись пледом, с чашкой чая. Читать и поражаться тому, как герой Солженицына в совершенно нечеловеческих условиях умудряется находить и позитив, и удовольствие, и смысл жизни. Для всех, у кого в эти дни плохое настроение - лучше книги не найти в принципе.
8. Валентин Иванов. "Повести древних лет".
Этот исторический роман об истории древней Скандинавии и новгородской земли стоит в моем личном рейтинге наравне с "Жестоким веком" Калашникова и "Саками" Джандарбекова, хотя он далеко не так известен. Валентин Иванов, зацепившись буквально за два мелких исторических факта - один из истории Франции, другой - из летописей времен английского короля Альфреда Великого - создал, пожалуй, самый могучий образ отрицательного героя в русской исторической литературе - ярла Оттара из Нидароса.
И вообще книга крутая, продуманная до мелочей и безумно увлекательная. К сожалению, "Повести древних лет" стали единственной по-настоящему сильной книгой Иванова, и его остальные книги - это редкостная тягомотина.